суботу, 24 лютого 2018 р.



ПОЗДРАВЛЯЕМ!

Исполнилось 80 лет со дня рождения Станислава Ивановича Пелашенко, видного специалиста водного транспорта, многолетнего автора нашего издания.
В 1962 г. он окончил Одесский институт инженеров морского флота, эксплуатационный факультет, квалификация инженер водного транспорта. Работать по специальности начал еще в период учебы в 1960 г.  стивидором в Николаевском морском торговом порту; в дальнейшем, в Одессе  - стивидор  ОМТП, инженер  управления ЧГМП. С  мая 1966 г., с перерывом,   более 15 лет  проработал по договорам  в заполярном  поселке Тикси, в морском торговом порту и  организованной на его базе судоходной компании,  в должностях - от ст. инженера до первого заместителя  начальника  предприятия. Для него самыми тяжелыми периодами за   время  работы в Заполярье были навигации 1983 и 1988 г.г., когда по сложившимся обстоятельствам пришлось быть во главе пароходства  и руководить Штабом морских операций центрального района Арктики. Эта работа, в тех условиях,  требовали полной самоотдачи.  По возвращении в Одессу, с начала 1990 г. и до выхода на пенсию, 23 года проработал зав. сектором технологии погрузочно-разгрузочных работ) в институте ЧерноморНИИпроект, участвуя в разработке новых и  реконструкции действующих перегрузочных комплексов в портах Черноморско-Азовского бассейна.
Редколлегия и редакция журнала «Подъемные сооружения. Специальная техника» сердечно  поздравляет Станислава Николаевича с юбилеем. Желаем успехов в реализации новых идей, творческого вдохновения, здоровья и семейного счастья!

  Зарубежная техника

Тенденции на рынке портовых мобильных кранов


Пелашенко С.И., инженер водного транспорта,  г. Одесса




Откуда они взялись?
Началу производства портовых мобильных кранов (ПМК) положила немецкая фирма Gottwald, изобретатель этих кранов, изготовившая в 1956 г. для  отечественных  портов  Брейк и Любек по одному крану модели МК 60 (г/п 60 т.).  До 1967 г. фирма  выпускала  четыре модели кранов первого производства  г/п 60, 65, 110 и 120 т.,  поставляя  на рынок ежегодно, в среднем, по 4-5 ед. (макс. 8 ед., 1965 г.). Покупателями этих кранов были,  в основном,  европейские порты.
По определению самой фирмы это был обычный (conventional) кран, установленный на автомобильное шасси; под определением «обычный», судя по Рис. 3.,  подразумевалась   верхняя часть портального крана (кабина с решетчатой стрелой).  С учетом компоновки  частей  автомобильного и портального кранов  он был назван «mobile krane» - «мобильный кран», что означало появление новой перегрузочной машины в общем семействе кранов. C 1967 г. в логотип крана была  внесена литера «Н», («Harbour»), «портовый» и полным его названием стало «Harbour Mobile Krane» или «HMK»,  отражавшее отрасль применения,  сферу индустриального производства и сегмент инвестиционного рынка, тесно связанные  с водным транспортом и портами, всегда остававшимися привлекательными для бизнеса.

ПМК, сопоставимые по основным  характеристикам, и даже   превышавшие действующие портальные краны по грузоподъемности и вылету,  стали приобретать все большую популярность, портфель  заказов фирмы  увеличивался. В 1975 г.   Gottwald поставил заказчикам 16 кранов, в  основном,  в порты Северной Африки.  Это  был  рекорд за все годы с начала их производства. Причем,  по сравнению с портальными кранами ( г/п 5-30 т.),  половина из них имела повышенную  грузоподъемность, до 120 т.  Высокие тактико-технические данные, качество исполнения и надежность продукции фирмы Gottwald, а также растущее доверие в портах  к новым перегрузочным машинам,  (при реальной выгоде  от повышения коэффииента  использования кранов на грузовых работах,   с учетом их мобильности),  обеспечили  фирме устойчивый рост  заказов и суммарный их выпуск  в количестве 182 ед. за декаду 1981-1990 г. г.  Преимущественно,  это были модели HMK 170,  HMK 260, HMK 280,  а также  3 тяжелых крана  HMK 360 E для портов Копенгаген, Амстердам и Моххамедиа (Марокко),  которые  по своим показателям уже  приближались к причальным козловым перегружателям  для навалочных грузов и контейнеров.
В последующие десятилетия  фирма Gottwald продолжала наращивать выпуск ПМК,  совершенствуя их технические характеристики и увеличивая, в первую очередь,  грузоподъемность и максимальный вылет.
         
Австрийская фирма LIEBHERR-WERK NENZIN GMBH, занимавшаяся производством различных типов автомобильных кранов и оборудования, свои первые краны марки LG 1130 поставила в порты Европы (Фрация-2, Италия-1) в 1974 г. По конструкции, это были обычные автокраны  с решетчатой стрелой (г/п 130 т.  на  вылете до 12 м.), общий вид которого показан на  Рис. 1. Этими кранами фирма открыла свой Reference List, в котором последовательно отражает по годам  историю поставок мобильных кранов в порты всех континентов.  До 1985 г. заказчикам было поставлено 22 ед. LG  грузоподъемностью от 130 до 600 т. По своему назначению,  как определила сама фирма, это были вспомогательные краны для использования в операциях, связанных с портовой деятельностью
Два первых мобильных крана марки LMH 1400 F фирмой LIEBHERR были выпущены и поставлены в порты Ливии в 1976 г., а с 1979 г. был налажен   промышленный выпуск мобильных  кранов с логотипом Liebherr Mobile Harbour  (LMH), как специализированных машин, предназначенных для выполнения  погрузочно-разгрузочных работ в  морских и речных  портах. До начала 90-х годов выпуск кранов  составлял 3-4 ед./год (преимущественно моделей  LMH 1140, LMH 1150), но к середине этой декады количество и грузоподъемность реализованных машин  значительно возросли:  в 1995 г  было поставлено 9 ед. LMH 1300 (Бельгия, Колумбия, Ниденрланды и др.) и  2 ед. LMH 1200  (Италия, Китай).  В  1996 г.,  с учетом заказов,  переходящих  на 1997 г.,  поставка  разных моделей кранов  составило 17  ед. Этот год,  успешный для фирмы,  стал стартовым для кранов 3-го производства, разработанных ее специалистами, обеспечившими поставку 2-х кранов новой модели LMH 250  в порты Восточный (Россия) и Перкаралан (Брюней).


Другие производители ПМК          
Рыночный  закон «спрос рождает предложение»  сработал на глобальном   рынке ПМК так же,  как и для других  сфер промышленности. Производство ПМК требует  огромных капитальных затрат и под силу только специализированному предприятию, располагающему  конструкторским бюро, производственными цехами, испытательным полигоном, отгрузочной площадкой с  выходом в морские или речные порты, налаженными связями для поставки комплектующих,  и пр.  и,  прежде всего, наличием  квалифицированного персонала.
 Фирма «Reggiane»,  основанная в 1904 году как  государственная компания, ставшая передовым европейским производителем в области авиации,  локомотивостроения, портовых и других перегрузочных машин, также начала выпускать ПМК.
Первый портовый мобильный кран MHC 200 г/п 90 т.  фирма Reggiane выпустила, ориентировочно,  в конце 80-х и в дальнейшем последовательно наращивала их количество, повышая грузовые и скоростные характеристики машин с учетом запроса заказчиков и  условий конкуренции. Вскоре она стала одним из основных игроков  на рынке мобильных перегрузочных машин,  занимая по их реализации третье место в мире.
ITALGRU s.r.l. (ООО) была основана в 1954 году и с тех пор зарекомендовала себя как ведущий поставщик морских и оффшорных кранов в мировом нефтяном и газовой промышленности. Базируется в Ambivere, Италия, компанией разработано, изготовлено и поставлено более 1500 кранов для клиентов во всем мире. Начало  выпуска 20 лет назад портовых мобильных кранов на пневмоходу    стало для ITALGRU важной  вехой, поскольку это означало  производство  полного спектра машин, предназначенных для обработки тяжелых, навалочных, генеральных грузов и контейнеров.
В середине 90-х  в числе фирм, выпускающих ПМК,  значилась фирма Nelcon BW (Голландия), но в последующие годы информации о выпускаемых ею кранах встретить не удалось.


Чем больше кранов,  тем лучше.
В первой  декаде нового тысячелетия,  с учетом конъюнктуры, сложившейся на мировом рынке ПМК и в условиях достаточно жесткой конкуренции, заводы продолжили следовать двум основным тенденциям: наращивали количество выпускаемых кранов и поддерживали цикличность в  выпуске  продвинутых  моделей.
Периодичность, с которой происходила смена моделей и основные направления в совершенствовании их конструкций можно увидеть на примере фирмы Gottwald, которая приводит следующие данные о «Generation» («Производстве») своих кранов, отмечая принципиальные изменения в их  дизайне и указывая, как итог таких  изменений, гарантированный срок службы:
«Производство 1. 1956-1974 гг. Шасси, верхняя настройка и кабина  созданы на базе компонентов от крана с решетчатой  балкой (стрелой),   точки поворота стрелы и кабина размещены  высоко   на решетчатой башне.»
«Производство 2. 1974-1895 гг Шасси не оригинальное,  взято от автокранов. Надстройка спроектирована как машинное отделение. Электрический привод. Башня может быть наклонной.
 Срок службы до 125.000 грузовых циклов.»
«Производство 3. 1985-1995 гг.  Быстрее и тяжелее. Более сильный двигатель. Более жесткая стальная конструкция. Башня А-образной конструкции. Срок службы: 500,000 грузовых циклов.»
«Производство 4. 1995-2005 гг. Машинное оборудование размещено в надстройке. Грузоподъемность  выше, чем когда либо. Срок службы: 1 000,000 грузовых циклов.»
«Производство 5. 2006 г. – и до наших дней. Большие грузоподъемности и большие вылеты. Отход от единой модели дизайна в дизайне платформы и в наборе стандартизированных компонентов. Срок службы: более чем 1.000.000 грузовых циклов.»
Примерно  такая же  тенденция в смене моделей ПМК с совершенствованием их конструкций прослеживается и у других заводов-поставщиков.
Выпуск ПМК по годам  не просто рос, он рос беспрецедентными темпами.
 Издающийся в Лондоне журнал  «WorldCargo News»,  освещающий  работу  и развитие портов, терминалов, поставляемое для них заводами оборудование,  погрузочно-разгрузочные операции, вопросы интермодальности/контейнеризации и т. д., и на протяжении многих лет осуществлял мониторинг производства ПМК основными фирмами-поставщиками. Журнал приводит сведения об их выпуске  за  2005-2007 гг., сопровождая  ежегодные обзоры следующими заголовками:
2005 г – «Мобильные краны катятся к рекордному уровню»
2006 г.- «Еще один рекордный год для мобильных кранов»
2007 г.-  «Ускоренный марш мобильных сил»
Количество ПМК, выпущенных основными фирмами-производителями за эти годы,   приведено в Табл. 1, составленной  по обзорам.  В общее число кранов  входят «возвращенные» на прикордонные  рельсы 2 ед. HSK, (порт Туапсе, Gottwald), что в целом не искажает общую динамику   производства и поставок потребителям технологически сложных портовых перегрузочных машин.    Фирма Либхерр значительно увеличила   производство своих мобильных кранов за счет открытия в Ростоке, Германия, нового, со стратегическим важным расположением завода с брендом Liebherr-MCCtec Rostock, начавшего выпуск кранов с 2005 г. В отличие от завода в Ненцинге, Австрия,  где краны обычно перемещаются частями по дороге в речной порт Регенсбург, этот прибрежный  завод стал производить погрузку на суда полностью собранные краны.


Табл. 1 . Выпуск ПМК основными
поставщиками  за 2005-2007 г.г.
Наименоваие фирм
Количество ПМК (ед.)

2005 г
2006 г
2007 г
Gottwald
76
82
96
Liebherr
53
70
88
Fan.-Reggiane
30
21
22
Всего
159
173
206

Reggiane, выпустившая в 2004 г. 17  кранов,  в 2005 году увеличила их выпуск на 75%, чему способствовало приобретение  берегового участка в г. Монфалконе, где тоже был организован дополнительный завод с возможностью погрузки кранов на специализированные суда в собранном виде, что давало значительную экономию времени и средств. 
Меньшая из базирующихся в Италии компаний-поставщиков ПМК фирма Ital-Gru выпустила в 2005 г. 8 кранов, по другим годам информация отсутствует, но как отмечалось в обзоре  «World Cargo News»,  для фирмы это был хороший год, отмеченый первыми заказами, полученными вне пределов Италии.  После прорыва в  порт Руан, от портов Франции последовало еще два заказа: на кран CS 1100Ps для поставки  в этом же году в порт Дюнкерк и на один крана CS 500P для порта Рошель де Паллас. Еще один кран CS 500P, в дополние к уже имеющимся, заказала компания Ameropa global grain and fertilizer trading из Швеции.
Табл. 1  позволяет сделать следующий  вывод:  фирма  Reggiane, увеличившая выпуск кранов в 2005 г до 30 ед. за счет дополнительных производственных мощностей, в последующие два года выпускала  их  на треть меньше, хотя спрос на мобильные краны на мировом рынке, судя по цифрам, не только не снижался, а значительно возрос. Выходит, что ведущие поставщика начали теснить на глобальном рынке ПМК своих конкурентов.
В марте 2002 г издание «Cranes Today» известило, что Gottwald поставляет 750-й портовый мобильный кран, о выпуске 1500-го крана этой фирмой  было сообщено в марте 2013 г.
В ноябре 20012 г. «Vertical.net»  было соощено, что  фирма Liebher выпустила 1000-й кран: «Новый LPS 550,  имеющий максимальную грузоподъемность 75 т. в грейферном режиме, является первым  в мире  реализованным краном нового производства. Кран произведен в Ростоке, где он  был предварительно протестирован перед его доставкой на западное побережье Франции.»

Чей кран лучше?
Украинские специалисты впервые основательно познакомились с  ПМК  на презентациях, проведенных в 1995-96 гг. фирмами Liebherr и Gottwald в г. Одессе, в Доме ученых. Презентации   вызывали  значительный интерес, вопреки бытовавшему мнению о невозможности работы ПМК на причалах черноморских портов.  
Основную  часть  презентации представители фирмы  Liebherr  (менеджер по продажам Вальтер Лэнге, Армин  Спенингер,  В. Терехов) построили   на данных о кране новой модели LMH 250  и его основных технологических возможностях;  было  приведено сравнение с ПМК такой же г/п фирмы Gottwald.  Отмечались  два принципиально-разных подхода  в их конструкциях -  в силовом приводе и в ходовой системе.
В ходе  презентаций представителям компаний был задан один и тот же вопрос: «Как Вы оцениваете краны своего основного конкурента?». Ответы были следующие:
- Вальтер Лэнге,  сразу и четко: «Да это,  вообще - не краны!»;
- Хейнц Уве Хинрикс, менеджер по продажам фирмы Gottwald (Е. Студеникин),  после некоторого размышления сказал: «Краны Liebherr хорошие, но наши лучше»;    на вопрос, почему же в СМИ о  них нет рекламной информации, пояснил: «ее заменяет немецкое качество».
Спор между  ведущими поставщиками о конструкциях кранов растянулся на долгие годы, а поскольку он существенно влиял на рыночную привлекательность изделий, и соответственно, и на  выбор покупателя,   пресса время от времени,  о них напоминала.  В  2007 г. «WorldCargo News» сообщал в  ежегодном обзоре: 
«Для всех средних и  больших кранов Gottwald  дизель-электрический привод  был предпочтительным решением,  и это базовое  расхождение остается  главным объектом в  противостоянии двух соперников.
Либхерр считает, что многоосное и многоколесное ходовое устройство, представленное  в новой LMH серии в 1995-6 гг., является основной продажной точкой, обеспечивающей круговую  всестороннюю маневренность, включающую полный привод и экономию от использования небольших по размеру и не дорогих шин, которые легко меняются».
Готвальд  отстаивал свою конструкцию ходовой системы всего  из нескольких осей, с колесами с раздельным приводом, обеспечивающим хорошую маневренность крана, но оборудованных большими шинами, которые, как утверждалось «customers have come to expect»,   «хотят видеть заказчики».
По мнению Liebherr  простой гидростатический привод ее кранов позволяет  использовать на всех машинах одни те же компоненты, обеспечивая хорошее качество запчастей,  доступность и единую систему инженерной поддержки; а  низкие колесные нагрузки не разрушают покрытие причала.  Так же указывается, что на ее кранах используется  внутренняя электронная система контроля, разработанная и изготовленная специалистами фирмы,  которая  обеспечивает  работу без каких либо рисков в течение жизни крана.  Для максимализации долгосрочной надежности краны снабжены системой диагностики и технического обслуживания. 
На доводы  Либхерр о значительном  преимуществе дизель-гидравлического привода, Готтвальд  отвечала, что более 70%  кранов фирмы  работают от портовой электросети, а дизельный привод используется только при перемещении с причала на причал или  на площадку техобслуживания.  Это  не только дает экономию затрат, но и обеспечивает работу кранов без выбросов  в атмосферу выхлопных газов.    Фирма Готвальд также сообщила об исследованиях,  показавших, что в дизель-электрических системах  84% выходной мощности дизельных двигателей используется грузоподъемным механизмом как полезное механическое усилие. В дизель-гидравлических системах  на эти  цели используется    72%, а это значит, что уровень потребление топлива у них выше на 17% и  он  не может быть снижен улучшением программного  контроля над работой дизеля. 
Либхерр, в ответ на это,  поставила целью достичь «интеллигентной» экономии топлива совершенствованием программного управления, и после тестирования на LMH 400 в  порту Антверпен заявила о снижении потреблении топлива на 10 л/рабочий час, что эквивалентно  25%  экономии.
Компания ITALGRU s.r.l.   сосредоточила свои усилия на технологических усовершенствованиях и дизайне сектора выпускаемых машин путем осуществления мероприятий по внутреннему контролю качества всего оборудования, который включает строгий лабораторные испытания материалов.
Дальнейшее противостояние компаний, производящих ПМК,   строилось на различиях в системах электронного контроля и автоматизации, обеспечивающих перенос груза из точка в точку, на системах «антисвей», и т. д., но одним из основных моментов  в конкурентном противостоянии всех  заводов,  было: чей кран больше.
(Продолжение следует)



Немає коментарів:

Дописати коментар