пʼятницю, 10 березня 2017 р.


КРАМАТОРСКИЙ ГИГАНТ ДЛЯ ГОРНОДОБЫВАЮЩЕЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ

История создания и перспективы развития шахтных подъемных машин на ПАО «НКМЗ»

Протыняк И.С. – главный инженер ПГР и КПО ПАО «НКМЗ», г. Краматорск
Сильченко Ю.А. – главный конструктор ГР и КПО
Овчинников Ю.Н. – ведущий конструктор


«Новокраматорский машиностроительный завод» – один из крупнейших на европейском континенте производственно-научных комплексов с большими традициями создания продукции для предприятий горно-металлургических и топливно-энергетических секторов промышленности. «НКМЗ» более 80 лет является признанным лидером тяжелого машиностроения стран СНГ и надежным партнером среди известных европейских фирм.
ПАО «НКМЗ» – предприятие уникальных возможностей и является одним из немногих предприятий, которое имеет технические и технологические возможности для проектирования и изготовления крупных шахтных подъемных машин.


Шахтная подъемная машина (ШПМ) является главным конструктивным элементом подъемной установки и одним из наиболее ответственных механизмов в оборудовании рудных и угольных шахт горнодобывающей промышленности. Качество работы подъемной установки в значительной степени определяет производительность шахты, так как через установку проходит весь поток полезных ископаемых и породы. Ствол шахты является наиболее дорогой частью сооружения, поэтому создавать резервные подъемные установки в параллельных стволах является нецелесообразным. Вынужденный останов машины фактически прекращает всю добычу шахты, принося огромные убытки. Таким образом, можно отметить, что от шахтной подъемной установки требуются высокая производительность, надежность в работе, долговечность и простота обслуживания. Кроме того, установка должна быть экономичной как по капитальным затратам, так и в период эксплуатации. Это определяет требования к техническому уровню подъемных машин и качеству их изготовления.
История создания шахтных подъемных машин на территории бывшего Советского Союза неразрывно связана с историей «НКМЗ». 28 сентября 1934 г. состоялся официальный пуск завода, а в это время уже велись конструкторские работы по проектированию шахтной подъемной машины и уже в 1935 г, была выпущена первая советская шахтная подъемная машина 2x5x2,3 для шахты "Орджоникидзе" треста "Макеевуголь”. Машина была рассчитана на подъем 6 т груза с глубины 500 м и создана в сотрудничестве с Харьковским электромеханическим заводом, который поставил аппаратуру управления и асинхронный двигатель мощностью 700 кВт.


Первая советская шахтная подъемная машина типа 2x5x2,3
для шахты им. Орджоникидзе треста «Макеевуголь», 1935 год

В довоенный период на заводе велось проектирование и изготовление двухбарабанных и однобарабанных машин. Всего в довоенный период было выпущено более 30 подъемных машин.
В послевоенный период специалисты Новокраматорского машиностроительного завода начали проектирование и изготовление новых типов ШПМ. Так в 1946 г. была изготовлена первая машина со шкивом трения ШТ-7,2 для шахт глубиной 1000 м, в 1948 г. - подъемная машина с бицилиндроконическим барабаном, в 1954 г. - машина с одним цилиндрическим разрезным барабаном.
В 1958 г. начато производство многоканатных подъемных машины типа МК-3,25х4 для установки на башенных копрах. В течении 1958 г на «НКМЗ» было выпущено 8 шт. таких машин, в последствии решением Совнархоза эта номенклатура, со всей документацией, была передана на Донецкий машиностроительный завод имени Ленинского комсомола Украины (впоследствии «Донецкгормаш»), который начал специализироваться на выпуске малых шахтных подъемных машин с диаметром барабан до 3,5 м и многоканатных шахтных подъемных машин, за «НКМЗ» была закреплена номенклатура крупных шахтных подъемных машин с диаметром барабана 4 м и более.

Первым видом продукции в г. Краматорск, которому был присвоен государственный Знак качества, была шахтная подъемная машина ЦР‑4х3,2. Это произошло 15 января 1970 г., а 10 июня 1970 г. государственный Знак качества был присвоен ШПМ ЦР‑5х3,2 и ЦР‑6х3,2. Это говорит о том, какая большая и напряженная работа была проделана коллективом предприятия по достижению столь высокого качества продукции.
К тому времени на заводе было выпущено более 1000 шахтных подъемных машин различных типов.
В 1982 г. начат серийный выпуск шахтных подъемных машин серии МПБ, отличительной особенностью которых является расположение тормоза внутри барабана. Это позволило полностью использовать наружную цилиндрическую поверхность барабана под навивку каната, увеличить канатоемкость барабана и уменьшить габариты машины.
В конце 80-х годов специалисты предприятия вновь вернулись к теме подъемных машин со шкивами трения, на основании полученных технических задания, разрабатывают и начинают выпуск многоканатных шахтных подъемных машин с наземным расположением типов МПМН‑6,3х4, МПМН‑6,3х2 и МПМН‑4,2х3.
В 1992 г. была выпущена 2000-я шахтная подъемная машина.
В конце 90-х годов заказчики стали проявлять интерес к шахтным подъемным машинам оснащенным дисковыми гидравлическими тормозами.
У каждого типа тормозного устройства присутствуют свои достоинства и недоставки.
Дисковые гидравлические тормоза обладают рядом преимуществ перед традиционными колодочными: меньшими габаритами, массой, энергопотреблением и временем холостого хода. Однако, такие тормоза требуют более точного изготовления, более жесткой конструкции барабанов, более качественных материалов, для их работы требуется гидравлическая жидкость высокого давления, а так же более высокая квалификация обслуживающего персонала, они более дорогостоящие и имеют более высокую стоимость технического обслуживания.


Шахтная подъемная машина МПМН-4х4-ТД с дисковыми тормозами, 2011 год,
"ПО Беларуськалий", г.Солигорск, Республика Беларусь

По состоянию на начало 2017 г. общее число изготовленных на «НКМЗ» шахтных подъемных машин, различных типов и конструкций, составило 2193 шт.
За столь длительный срок проектирования, изготовления, монтажа и эксплуатации шахтных подъемных машин на предприятии накоплен уникальный опыт. Изготовленные «НКМЗ» подъемные машины обладают столь высокой надежностью и долговечностью, что на предприятие до сих пор обращаются партнеры с заявками на приобретении запасных частей к ШПМ производства «НКМЗ» и находящимся в эксплуатации с начала 50-х годов прошлого века.
Ассортимент выпускаемых заводом шахтных подъемных машин все время расширяется и увеличивается. Если до начала 2000 г основной номенклатурой выпускаемых ШПМ были крупные машины с диаметром барабана 4 м и выше, то к настоящему времени освоены и выпускаются машины с диаметром барабана 3,5 м и 2,5 м, что позволяет предприятию быть более конкурентным на рынке сбыта продукции и расширять географию поставок оборудования.
Сегодня ШПМ с маркой "НКМЗ" хорошо известны как в Украине, так и за ее пределами. Они эксплуатируются на горных предприятиях почти 20 стран мира, зарекомендовав себя, как надежные и высокоэффективные помощники горняков.
Основной путь развития производства ШПМ на ПАО "НКМЗ" на ближайшее десятилетие - это создание под индивидуальные заявки заказчиков качественных и высокопроизводительных машин, позволяющих вести подъем большой массы полезных ископаемых и с больших глубин. Конструкции машин постоянной совершенствуются с целью наиболее полного удовлетворения всех требований заказчика. Так, например, в 2013 г. для шахты Тишинская рудника Тишинский РГОК ТОО "Казцинк" (г. Риддер, Республика Казахстан) была изготовлена уникальная конструкция барабана коренной части ШПМ ЦР-6х6,4/1,8 в которой обечайка заклиненной части барабана была выполнена композитной из различных материалов, что позволило значительно повысить её износостойкость, долговечность без увеличения массы всей конструкции и полностью обеспечить выполнения всех требований заказчика.
Одновременно с освоением новых видов ШПМ проводится работа по модернизации уже существующих и находящихся в эксплуатации подъемных машин.
Обеспечение качества выпускаемой продукции одна из главнейших задач предприятия. Внедрена система менеджмента качества, гарантирующая выпуск качественной продукции, соответствие требованиям международного стандарта EN ISO 9001:2008, что подтверждено сертификатами в системе TUV International (TIC), выданным международным органом по сертификации TUV Thuringen (Германия).

В разрабатываемых нами проектах используются лучшие мировые тенденции развития машиностроения по номенклатурам продукции и учитываются все требования каждого отдельного заказчика.
В нынешней сложной экономической обстановке ПАО «НКМЗ» уверенно смотрит в будущее, работает стабильно и удовлетворяет все запросы заказчиков в договорные сроки.


Немає коментарів:

Дописати коментар