КРАМАТОРСКИЙ ГИГАНТ ДЛЯ ГОРНОДОБЫВАЮЩЕЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ
История создания и перспективы развития шахтных подъемных машин на ПАО «НКМЗ»
Протыняк И.С. – главный инженер ПГР и КПО ПАО «НКМЗ», г. Краматорск
Сильченко Ю.А. – главный конструктор ГР и КПО
Овчинников Ю.Н. – ведущий конструктор
«Новокраматорский машиностроительный завод» – один из крупнейших на
европейском континенте производственно-научных комплексов с большими традициями
создания продукции для предприятий горно-металлургических и топливно-энергетических
секторов промышленности. «НКМЗ» более 80 лет является признанным лидером
тяжелого машиностроения стран СНГ и надежным партнером среди известных
европейских фирм.
ПАО «НКМЗ» – предприятие уникальных возможностей и является одним из
немногих предприятий, которое имеет технические и технологические возможности
для проектирования и изготовления крупных шахтных подъемных машин.
Шахтная подъемная машина (ШПМ) является главным конструктивным элементом
подъемной установки и одним из наиболее ответственных механизмов в оборудовании
рудных и угольных шахт горнодобывающей промышленности. Качество работы
подъемной установки в значительной степени определяет производительность шахты,
так как через установку проходит весь поток полезных ископаемых и породы. Ствол
шахты является наиболее дорогой частью сооружения, поэтому создавать резервные
подъемные установки в параллельных стволах является нецелесообразным. Вынужденный
останов машины фактически прекращает всю добычу шахты, принося огромные убытки.
Таким образом, можно отметить, что от шахтной подъемной установки требуются
высокая производительность, надежность в работе, долговечность и простота
обслуживания. Кроме того, установка должна быть экономичной как по капитальным
затратам, так и в период эксплуатации. Это определяет требования к техническому
уровню подъемных машин и качеству их изготовления.
История создания шахтных подъемных машин на территории бывшего Советского
Союза неразрывно связана с историей «НКМЗ». 28 сентября 1934 г . состоялся
официальный пуск завода, а в это время уже велись конструкторские работы по
проектированию шахтной подъемной машины и уже в 1935 г , была выпущена первая
советская шахтная подъемная машина 2x5x2,3 для шахты "Орджоникидзе"
треста "Макеевуголь”. Машина была рассчитана на подъем 6 т груза с глубины
500 м и
создана в сотрудничестве с Харьковским электромеханическим заводом, который
поставил аппаратуру управления и асинхронный двигатель мощностью 700 кВт.
Первая советская шахтная подъемная машина типа
2x5x2,3
для шахты им. Орджоникидзе треста «Макеевуголь», 1935 год
для шахты им. Орджоникидзе треста «Макеевуголь», 1935 год
В довоенный период на заводе велось проектирование и изготовление
двухбарабанных и однобарабанных машин. Всего в довоенный период было выпущено
более 30 подъемных машин.
В послевоенный период специалисты Новокраматорского машиностроительного
завода начали проектирование и изготовление новых типов ШПМ. Так в 1946 г . была изготовлена
первая машина со шкивом трения ШТ-7,2 для шахт глубиной 1000 м , в 1948 г . - подъемная машина с
бицилиндроконическим барабаном, в 1954 г . - машина с одним цилиндрическим
разрезным барабаном.
В 1958 г .
начато производство многоканатных подъемных машины типа МК-3,25х4 для установки
на башенных копрах. В течении 1958
г на «НКМЗ» было выпущено 8 шт. таких машин, в
последствии решением Совнархоза эта номенклатура, со всей документацией, была
передана на Донецкий машиностроительный завод имени Ленинского комсомола
Украины (впоследствии «Донецкгормаш»), который начал специализироваться на
выпуске малых шахтных подъемных машин с диаметром барабан до 3,5 м и многоканатных шахтных
подъемных машин, за «НКМЗ» была закреплена номенклатура крупных шахтных подъемных
машин с диаметром барабана 4 м
и более.
Первым видом продукции в г. Краматорск, которому был присвоен государственный
Знак качества, была шахтная подъемная машина ЦР‑4х3,2. Это произошло 15 января 1970 г ., а 10 июня 1970 г . государственный Знак
качества был присвоен ШПМ ЦР‑5х3,2 и ЦР‑6х3,2. Это говорит о том, какая большая
и напряженная работа была проделана коллективом предприятия по достижению столь
высокого качества продукции.
К тому времени на заводе было выпущено более 1000 шахтных подъемных
машин различных типов.
В 1982 г .
начат серийный выпуск шахтных подъемных машин серии МПБ, отличительной
особенностью которых является расположение тормоза внутри барабана. Это позволило
полностью использовать наружную цилиндрическую поверхность барабана под навивку
каната, увеличить канатоемкость барабана и уменьшить габариты машины.
В конце 80-х годов специалисты предприятия вновь вернулись к теме
подъемных машин со шкивами трения, на основании полученных технических задания,
разрабатывают и начинают выпуск многоканатных шахтных подъемных машин с
наземным расположением типов МПМН‑6,3х4, МПМН‑6,3х2 и МПМН‑4,2х3.
В 1992 г .
была выпущена 2000-я шахтная подъемная машина.
В конце 90-х годов заказчики стали проявлять интерес к шахтным подъемным
машинам оснащенным дисковыми гидравлическими тормозами.
У каждого типа тормозного устройства присутствуют свои достоинства и
недоставки.
Дисковые гидравлические тормоза обладают рядом преимуществ перед
традиционными колодочными: меньшими габаритами, массой, энергопотреблением и
временем холостого хода. Однако, такие тормоза требуют более точного
изготовления, более жесткой конструкции барабанов, более качественных материалов,
для их работы требуется гидравлическая жидкость высокого давления, а так же более
высокая квалификация обслуживающего персонала, они более дорогостоящие и имеют более
высокую стоимость технического обслуживания.
Шахтная подъемная машина МПМН-4х4-ТД с дисковыми тормозами, 2011 год,
"ПО Беларуськалий", г.Солигорск, Республика Беларусь
По состоянию на начало 2017 г . общее число изготовленных на «НКМЗ»
шахтных подъемных машин, различных типов и конструкций, составило 2193 шт.
За столь длительный срок проектирования, изготовления, монтажа и эксплуатации
шахтных подъемных машин на предприятии накоплен уникальный опыт. Изготовленные
«НКМЗ» подъемные машины обладают столь высокой надежностью и долговечностью,
что на предприятие до сих пор обращаются партнеры с заявками на приобретении
запасных частей к ШПМ производства «НКМЗ» и находящимся в эксплуатации с начала
50-х годов прошлого века.
Ассортимент выпускаемых заводом шахтных подъемных машин все время
расширяется и увеличивается. Если до начала 2000 г основной
номенклатурой выпускаемых ШПМ были крупные машины с диаметром барабана 4 м и выше, то к настоящему
времени освоены и выпускаются машины с диаметром барабана 3,5 м и 2,5 м,
что позволяет предприятию быть более конкурентным на рынке сбыта продукции и
расширять географию поставок оборудования.
Сегодня ШПМ с маркой "НКМЗ" хорошо известны как в Украине,
так и за ее пределами. Они эксплуатируются на горных предприятиях почти 20
стран мира, зарекомендовав себя, как надежные и высокоэффективные помощники
горняков.
Основной путь развития производства ШПМ на ПАО "НКМЗ" на
ближайшее десятилетие - это создание под индивидуальные заявки заказчиков качественных
и высокопроизводительных машин, позволяющих вести подъем большой массы полезных
ископаемых и с больших глубин. Конструкции машин постоянной совершенствуются с
целью наиболее полного удовлетворения всех требований заказчика. Так, например,
в 2013 г .
для шахты Тишинская рудника Тишинский РГОК ТОО "Казцинк" (г. Риддер, Республика
Казахстан) была изготовлена уникальная конструкция барабана коренной части ШПМ ЦР-6х6,4/1,8
в которой обечайка заклиненной части барабана была выполнена композитной из
различных материалов, что позволило значительно повысить её износостойкость, долговечность
без увеличения массы всей конструкции и полностью обеспечить выполнения всех
требований заказчика.
Одновременно с освоением новых видов ШПМ проводится работа по модернизации
уже существующих и находящихся в эксплуатации подъемных машин.
Обеспечение качества выпускаемой продукции одна из главнейших задач
предприятия. Внедрена система менеджмента качества, гарантирующая выпуск
качественной продукции, соответствие требованиям международного стандарта EN
ISO 9001:2008, что подтверждено сертификатами в системе TUV International
(TIC), выданным международным органом по сертификации TUV Thuringen (Германия).
Немає коментарів:
Дописати коментар