Производство
Грузоподъемное оборудование для объектов гидроэнергетики
В.Л. Глотов, заведующий отделом ПТО-2 ,
М.Е.
Поляков, заведующий сектором отдела
ПТО-2,
ЧАО «СПКТБ «Запорожгидросталь», г.Запорожье
![]() |
Кран козловой г.п. 500/250/10 т, Богучанская ГЭС |
Со времени своего основания в 1944 году, СПКТБ
«Запорожгидросталь» накопило большой опыт проектирования, реконструкции и
авторского надзора над изготовлением и монтажом механического оборудования,
которое эксплуатируется практически на всех объектах гидроэнергетики Украины и
более чем на 730 объектах в 39 странах. К механическому оборудованию относятся
затворы различных типов и назначений, напорные трубопроводы, сороудерживающее
оборудование: решетки, запани и водоочистные вращающиеся сетки, средства их
очистки: решеткоочистные машины, грейферы типа «Полип», плоскочелюстные
грейферы, бульдборы, а также грузоподъемное оборудование для маневрирования
этими затворами, решетками и навесным оборудованием. Это козловые и мостовые
краны, гидроприводы, стационарные канатные, цепные, винтовые и др. механизмы.
Качество проектной документации СПКТБ подтверждено сертификатом TUV NORD
78 100 06 1076-003.
Оборудование,
изготовленное по проектам СПКТБ, эксплуатируется во всех климатических зонах,
начиная от Сибири, где козловой кран г.п. 500т работает при минус 600С,
и кончая влажными тропиками Африки и Южной Америки.
По сравнению с
проектированием подъемно-транспортного оборудования общепромышленного
назначения, проектирование специальных кранов гидротехнических сооружений имеет
свою специфику, обусловленную особенностями обслуживаемого ими оборудования и
действующих нагрузок. Так, к примеру, грузоподъемность кранов, обслуживающих
затворы, определяется в основном сопротивлением перемещению затвора в пазах
закладных частей, которое вызвано гидростатическими и гидродинамическими
нагрузками на затвор. Кроме этого, учитывается вес самого затвора и др. факторы
(сейсмика, давление наносов, мутность воды и пр.).
Таким образом, усилие
подъема может в разы превышать вес перевозимого груза. Это относится к кранам
водосбросов, водоприёмников, отсасывающих труб. Например, для подъема под
напором затвора водосброса ГЭС Хоабинь во Вьетнаме –требуется усилие 500 т,
тогда как вес перевозимых секций затвора не превышает 65т. Вместе с тем,
грузоподъемность кранов машзала определяется массой перевозимых грузов
(статора, ротора агрегата). Так, грузоподъемность двух кранов машзала ГЭС Эль
Кахон в Мексике (рис.2), работающих в спаренном режиме, исходя из веса статора
720 т, составляет 800 т.
Рисунок 3- Кран мостовой г.п. 180+2×70 т
Запорожская АЭС, Украина
Для каждого
гидросооружения грузоподъемное оборудование проектируется индивидуально и
отличается значительным разнообразием конструктивных схем и параметров,
наличием вспомогательных подъемных устройств, применяемого навесного
оборудования.
Краны водосбросов и
водоприемников многофункциональны, имеют несколько механизмов подъема (не менее
двух), отличающихся грузоподъемностью, диапазоном высот, скоростями,
расстоянием между точками подвеса. Например, кран, обслуживающий водоприемник и
глубинный водосброс Шульбинской ГЭС в Казахстане, имеет шесть механизмов
подъема
2х350/2х175/2х80/2х16/5/2 т с диапазонами высот 53;78;84;78;26;12м
соответственно.
По проектам СПКТБ
изготовлены и эксплуатируются достаточно уникальные в своём роде козловые и
мостовые краны для объектов энергетики: например, мостовой кран г.п. 180+2х70т
Запорожской АЭС (рис.3); козловой кран грузоподъемностью 420 +420 + 16т машзала
самой мощной в Европе Днестровской ГАЭС (рис.4); козловой кран
грузоподъемностью 500/250+10т Богучанской ГЭС (РФ) (рис.5), работающий при
температурах до – 60 0С ; козловой кран
г.п. 2×75/3,2 т, предназначенный для опускания затворов в пазы под углом ~750
к горизонту (рис.6); козловой кран грузоподъемностью 2х125т ГЭС Яли,
Вьетнам (рис.7); монтажный кран грузоподъемностью 63/3,2т с глубиной опускания
подвески 518 м ,
предназначенный для монтажа стальных облицовок напорных турбинных водоводов
Зарамагской ГЭС на Северном Кавказе, оборудованный системой видеонаблюдения и
позиционирования. Помимо этого, кран сертифицирован на подъем людей из шахты
водовода в экстремальных ситуациях.
![]() |
Механическое оборудование
гидротехнических сооружений выполняет целый ряд важных функций при эксплуатации
гидроузлов. Оно обеспечивает необходимое регулирование уровней воды в
водохранилище, регулирование расходов воды через водосбросы и перекрытие
водопроводящих трактов в аварийных ситуациях, т.е. обеспечивает безопасность
сооружения и окружающей среды. В мировой практике известно немало случаев,
когда отказы в маневрировании затворами приводили к разрушениям сооружений,
человеческим жертвам и другим тяжелым последствиям.
Так, в 1976 г на плотине Дель Монте
в Колумбии во время паводка не смогли поднять затворы глубинного водосброса, в
результате чего погибли 80 человек, причинён значительный ущерб региону.
В октябре 1982 г на гидроузле Тоуз в
Испании не смогли поднять затворы водосброса. В результате аварии 40 человек
погибло, ущерб составил 355 млн. долларов. Ну, и последняя из серьезных аварий
– это авария на Саяно-Шушенской ГЭС в РФ, последствия которой всем нам
известны.
Даже этих примеров
достаточно, чтобы понять одно: требования к надежности и безотказности
грузоподъемного оборудования гидротехнических сооружений значительно выше чем к
общепромышленному оборудованию. Поломка, к примеру, общепромышленного крана или
даже металлургического крана может привести к аварии, остановке производства,
даже к человеческим жертвам, в то же время поломка грузоподъемного оборудования
ГЭС может стать причиной техногенной катастрофы регионального масштаба.
Таким образом, грузоподъемное
оборудование гидросооружений, с одной стороны, работает в легком режиме работы,
а с другой стороны, должно быть способно даже после длительного периода простоя
надежно выполнять возложенные на него функции, в т.ч. в чрезвычайных ситуациях.
Это достигается:
- особым порядком
регламентных работ по поддержанию оборудования в работоспособном состоянии, что
предусмотрено соответствующими инструкциями по эксплуатации для каждой
конкретной единицы оборудования;
- особенностями
конструкции узлов подъемного оборудования гидротехнических кранов. Вот
некоторые из этих особенностей:
Двигатели комплектуются
в обязательном порядке антиконденсатным подогревом обмоток и температурными
датчиками.
Муфты механизмов
подъема не имеют упругих элементов из резины или полимеров вследствие подверженности
этих материалов повышенному износу и старению. Как правило, для передачи
крутящего момента, используются зубчатые (МЗ) либо роликовые муфты (ТСВ).
Для изготовления
ответственных валов и осей используются поковки не ниже четвертой группы. К
листовому металлу предъявляются дополнительные требования по контролю
сплошности и по ударной вязкости.
Авария17.08.2009 на
Саяно-Шушенской ГЭС (Россия)показала недостаточность мер безопасности на ГЭС,
построенных в 50-70 годы прошлого столетия.
В частности, на многих
станциях, а в Украине – практически на всех станциях кроме ДнепроГЭС-1 и
Киевской ГАЭС, аварийно – ремонтные затворы водоприемников не имеют
индивидуальных приводов и обслуживаются кранами.
Вместе с тем,
перекрытие водовода лимитируется разгонным временем гидроагрегата, которое
находится в пределах 2 – 6 минут. При этом, по требованию Заказчика и это время
может быть уменьшено. Так, для ГЭС Эль Кахон в Мексике потребовалось
разработать проект гидропривода г.п. 200 т (рис.8), который перекрывает затвором
турбинный водовод высотой 7,95
м под напором свыше 70 м за 30 секунд.
Рисунок 8- Гидропривод водоприемника, ГЭС Эль Кахон, Мексика
Понятно, что на
многоагрегатных ГЭС краном практически невозможно осуществить перекрытие
водовода за лимитированное время.
Приказом МинТопЭнерго
Украины №584 от 04.11.2009 г была создана межведомственная комиссия (в состав
которой входило и СПКТБ «Запорожгидросталь»), с целью определения безопасности
ГЭС Украины и разработки мероприятий по повышению этого уровня.
По результатам работы
комиссии принято решение о внедрении автоматизированных систем контроля
состояния ГЭС. На водоприемниках ГЭС предполагается установка быстродействующих
аварийных затворов с индивидуальными приводами, запитанными от резервного
источника. Это существенно повысит надежность защиты агрегатов ГЭС.
СПКТБ уже разработало
требуемые проекты для Днестровской ГАЭС и выполняет предварительные проработки
для Днепровской ГЭС-2.
В то же время, при
разработке новых проектов для зарубежных объектов, СПКТБ «Запорожгидросталь»
вот уже более 25 лет в соответствии с Техническими спецификациями
предусматривает оснащение аварийно – ремонтных и других затворов
индивидуальными приводами: стационарными механизмами (рис.9) или
гидроприводами.
Затворы удерживаются
механизмами в дежурном положении над входным отверстием водовода. Учитывая, что
затвор находится в этом положении постоянно, требуется контроль просадки
затвора с обеспечением автоматического возврата его в рабочее положение.
При необходимости
аварийного опускания затвора канатным механизмом в условиях отключенного
электропитания возникает необходимость контроля его скорости опускания с целью
воспрепятствовать переходу затвора в свободное падение, так как, во-первых, при
превышении скорости в 2-2,5 раза относительно номинальной может произойти
разрушение ротора двигателя механизма подъема и во-вторых, может произойти
повреждение затвора при его посадке на порог. Решаться эта задача может
несколькими способами.
Классическим способом
контроля опускания при обесточенном двигателе является установка центробежного
тормоза в кинематической схеме механизма, который срабатывает при достижении
критической скорости опускания и т.о. препятствует дальнейшему росту скорости
опускания затвора. К недостаткам данного способа можно отнести сложность
настройки центробежного тормоза.
Второй способ требует
наличия источника бесперебойного питания – аккумуляторной батареи и т.п. При
этом в механизме предусматривают два тормоза на магнитах постоянного тока –
основной и аварийный. Аварийный тормоз задействуется при опускании затвора с
обесточенным двигателем. Данный тормоз настроен на момент торможения меньший,
чем требуется для удержания затвора и используется для постоянного его
притормаживания. Кинематически соединенное с двигателем реле контроля скорости
включает основной тормоз при достижении затвором критической скорости. Таким
образом, основной тормоз при аварийном спуске работает в пульсирующем режиме, а
аварийный тормоз - в постоянном. При этом, при приближении ножа затвора на расстояние
~100мм до порога, по сигналу командоаппарата, проводится обязательная полная
кратковременная остановка затвора с целью уменьшения последующего ударного
воздействия на порог.
Стационарные механизмы
быстродействующих затворов водоприемников дополнительно комплектуются ручными
приводами.
Для абсолютного
большинства строящихся зарубежных ГЭС Техническими спецификациями
предусматривается оснащение основных и аварийно – ремонтных затворов
гидроприводами. Преимуществом такого решения является возможность дожима
затвора при посадке его в поток, что в случае с канатным механизмом невозможно.
СПКТБ
«Запорожгидросталь» разработало проекты различных гидроприводов для десятков
объектов. На ГЭС Хоабинь во Вьетнаме работают гидроприводы грузоподъемностью
800 т и ходом штока 14,8 м ;
на Шульбинской ГЭС в Казахстане предусмотрены гидропривода грузоподъемностью
700 т и ходом штока 12,8 м
и множество других (рис.10).
Применение
гидроприводов позволяет включать их в автоматическую систему управления
гидроагрегатами, созданную на базе программируемых логических контроллеров.
Кроме этого, управление гидроприводом может осуществляться с местного пульта
управления или дистанционно с центрального поста управления.
Каневский судоходный шлюз. Канатный механизм.
СПКТБ «Запорожгидросталь» успешно удерживает за собой нишу в
части проектирования механического оборудования на мировом рынке
гидроэнергетики. Подтверждением этого является тот факт, что в настоящее время
СПКТБ разрабатывает проекты механического оборудования для ГЭС Сендже в Экваториальной Гвинее, гидроузла Тоачи-Пилатон в
Эквадоре, ГЭС Мтквари в Грузии, ГЭС Да Ньим во Вьетнаме, и самой крупной в
Африке ГЭС ГЕРДП в Эфиопии с высотой плотины 170 м и мощностью 6000 МВт,
что на 30% больше суммарной мощности всех ГЭС Днепровского каскада. Ведутся
предконтрактные работы по ГЭС Ла Фронтера (Чили), ГЭС Мограт (Судан) и ГЭС
Торнелито (Гондурас).
Немає коментарів:
Дописати коментар