пʼятницю, 10 березня 2017 р.

Лучше учиться на опыте других, чем на собственных ошибках!

А.И. Мисюрин-Алещенко, директор специализированного предприятия по ремонту и монтажу грузоподъемных машин «МОН-СТР» («МОНтажник-СТРоитель»), г. Харьков, инженер-механик предприятий строительной индустрии. Профессионал самой высокой пробы с большим практическим опытом работы.
После 25 лет работы в качестве конструктора, механика цеха, прораба по монтажу строительных конструкций и грузоподъемных машин, руководителя участка по ремонту строительных конструкций и ремонту грузоподъемного оборудования. Александр Иванович создал в 1991 году предприятие по ремонту и монтажу грузоподъемных машин «МОН-СТР», которое в короткий срок завоевало лидирующие позиции не только в Украине, но и за ее пределами.
Мнение Александра Ивановича по вопросам повышения ответственности на основе профессиональной подготовки всех участников производственного процесса при проведении ремонта металлоконструкций (монтажа, демонтажа) грузоподъемного оборудования крайне важно при оценке риска проводимых работ.


Проблемы, вызванные сменой поколений, когда профессионалы уходят на заслуженный отдых, не могли не коснуться армии ремонтников, механиков, монтажников-строителей, той когорты производственников, которые наиболее ощущают риск эксплуатации грузоподъемного оборудования, отработавшего не один нормативный срок.
Эти проблемы наиболее остро стали ощущаться с перепрофилированием сотен обанкротившихся предприятий, а также с появлением «вторичного рынка» грузоподъемных машин.
Браться за ремонт, не зная настоящих причин плачевного состояния крановых металлоконструкций – это все равно, что пытаться лечить тяжелобольного, не установив диагноз.
Казалось бы, с появлением экспертизы промышленной безопасности в лице экспертно-технических центров и экспертных организаций, «до зубов оснащенных» современным диагностическим оборудованием, совместно с опытом профессионалов-ремонтников наконец-то появится возможность перейти от простой оценки технического состояния к оценке риска эксплуатации объектов повышенной опасности (ОПО).
Вместе с тем, как отмечалось во многих публикациях, рынок экспертизы промышленной безопасности практически сразу вышел из-под контроля государства.
С появлением многочисленных так называемых «экспертных» организаций трудно стало рассчитывать на их помощь при определении причин аварийного состояния ОПО и соответственно затрат на проведение ремонта.
При планировании ремонта приходиться полагаться на свой опыт, знания недостатков той или иной конструкции крана, с учетом условий и режимов эксплуатации на предприятии.
До развала Союза предприятия-изготовители крановой техники часто прибегали к услугам механиков цехов для получения с мест эксплуатации кранов замечаний об эксплуатационных качествах своей продукции. При этом рос профессиональный уровень с обеих сторон. Как показывает жизнь, профессионалами не рождаются, ими становятся на протяжении многолетнего опыта работы.
Последние два десятилетия изготовители крановой техники стараются избегать огласки недостатков своих конструкций.
В этом плане характерна эпопея с рядом трагедий из-за обрушения консолей на кранах-перегружателях трубчатой конструкции производства завода «Сибтяжмаш», когда просчеты в конструкциях пытались скрыть, ссылаясь на некачественное выполнение сборочно-сварочных работ на месте монтажа кранов (рис. 1).



Рис. 1. С места аварии крана перегружателя.

Лишь после ряда трагедий завод-изготовитель письмом от 12.09.99 г. №20760/116, обратил внимание руководителей предприятий, эксплуатирующих эти краны, на необходимость усиления надопорных узлов на перегружателях с длиной консолей в 30 и более метров независимо от срока эксплуатации, а так же на всех других, отработавших срок службы 15 лет.
На ряде предприятий, (на Запорожской ТЭЦ, Криворожском центральном ГОКе, Приднепровской ТЭЦ, Криворожстали), оценив риск дальнейшей эксплуатации кранов-перегружателей, было проведено усиление надопорных узлов.
Но, к сожалению, не все «вняли голосу разума».
Очередная трагедия из-за обрушения консоли произошла в мае 2006 г. на Ясиновском коксохимическом комбинате всего лишь после 14 лет эксплуатации крана. При этом за несколько лет до аварии металлоконструкция моста кран-перегружателя неоднократно подвергалась сложным ремонтам.
И хотя через каждые 6 месяцев проводилась техническая диагностика для установления срока дальнейшей временной эксплуатации, авария произошла.
В случае аварии на Ясиновском КХК, количество обследований не переросло в качество и достоверность прогнозирования предельного состояния металлоконструкции крана. Информация об убытках от аварии (десятки миллионов гривен) возможно научит других собственников считать свои деньги.
В 70-х – 80-х годах прошлого столетия в Харьковской инспекции котлонадзора систематически проводились совещания с приглашением представителей предприятий (организаций) для ознакомления с информационными письмами и произошедших авариях, анализировались причины несчастных случаев на производстве, что несомненно способствовало повышению профессионального уровня.
Сейчас за окном XXI век.
Возможность получения информации о причинах аварий широкому кругу производственников, работникам ремонтных и монтажных организаций через интернет практически безгранична.
Кто первым проявит активность в этом вопросе, тот сделает первый шаг на пути создания заочной системы повышения квалификации многочисленной армии экспертов, руководителей малых и больших предприятий, эксплуатирующих ОПО, механиков, прорабов, ремонтников, монтажников.
В недавно опубликованной книге «На тернистом пути экспертизы промышленной безопасности» (авт. Попов В.А., Гудошник В.А.) при анализе причин целого рада резонансных аварий акцентируется внимание на необходимость проведения риск-анализа на всех этапах жизненного цикла ОПО, начиная с разработки проектной документации на изготовление (реконструкцию, модернизацию, ремонт) крановой техники.
При этом подчеркивается, что вопросы профессиональной подготовки кадров тесно переплетаются с повышением ответственности при оценке риска не только на стадии эксплуатации ОПО, но и при заказе нового оборудования или при выборе исполнителей для проведения ремонтных работ.
Какую ответственность могут нести так называемые «тендерные комиссии» при выборе ремонтного предприятия или монтажной организации на ремонт или монтаж крана? Да, никакой!
Как правило, членов комиссии интересует один вопрос – стоимость выполнения работ.
При этом нередко игнорируется мнение механиков цехов – лиц, напрямую ответственных за исправное состояние ОПО. А что случись – виноват «стрелочник»!
Даже в простых жизненных ситуациях непрофессионализм и амбиции руководителя могут приводить к несчастным случаям на производстве. В качестве характерного примера непрофессионализма при принятии рискованного решения, казалось бы в простой ситуации, можно привести отрывок из вышеупомянутой книги.

Из цикла публикаций «Невыдуманные истории»

Диспетчер литейного цеха, получив сообщение от сменного мастера, незамедлительно доложил начальнику цеха о незапланированной остановке разливочного крана для выяснения причин выхода из строя одного из тормозов механизма главного подъёма.
У недавно назначенного начальника цеха сразу сложились непростые отношения с механиком, который за двадцать лет работы в литейном цехе педантично следовал правилам обслуживания и эксплуатации кранов. И вот опять остановка крана, грозившая срыву графика работ по производству фасонного литья.
Не дослушав объяснения механика, сорвавшись на крик, начальник цеха дал команду о начале операции по заполнению ковша жидким металлом и продолжении работы крана по разливу металла в подготовленные формы.
После заполнения ковша расплавленным металлом крановщик осторожно начал подъём ковша и вывел его на середину пролёта, где заливщик должен был развернуть ковш и затем сопровождать его к месту заливки металла в формы.
В этот момент отказал второй тормоз, и при ударе ковша о чугунные плиты пола часть металла (около 200 кг) выплеснулась в сторону рабочего. По счастливой случайности, основная масса металла не задела рабочего, лишь от брызг расплавленного металла на нём загорелась спецодежда. Бросившиеся на помощь товарищи быстро сбили пламя и начали оказывать пострадавшему первую помощь.
В поднявшейся суматохе никто не обратил внимания: куда же делся «незадачливый» руководитель цеха. И хотя в течение сорока минут была установлена и устранена причина неисправности и отказа тормозов, ликвидация последствий аварии продолжалась до следующего дня.
Так же не надо забывать, что ремонтные и монтажные работы проводятся на высоте и относятся к работам повышенной опасности, требуют от руководителя и исполнителей не только практических навыков, но и определенного уровня знаний.
В январе этого года в новостях промелькнул короткий репортаж об очередной трагедии при проведении работ по демонтажу башенного крана, когда один человек погиб при падении с высоты, а двое рабочих получили тяжелые травмы.
Работы по демонтажу башенных кранов более опасны чем их монтаж при переустановке на новое место. В данном случае даже беглого взгляда профессионала достаточно, чтобы не согласиться с первоначально озвученной официальной версией о причинах случившейся трагедии.
Сухие цифры статистики о производственном травматизме за 9 месяцев 2016 года свидетельствуют о неблагополучном состоянии в сфере промышленной безопасности: 255 человек погибло, 3378 – травмировано.
7,7% от общего числа погибших и травмированных связано с падением с высоты.
В вышеупомянутой книге приводится случай, когда после безграмотно выполненного ремонта кабины мостового крана при производстве подъемно-транспортных работ вместе с полом кабины выпал оператор крана.
Трудно было не заметить, что пол кабины опирался лишь на лист металла, прихваченный сваркой в нескольких местах снаружи каркаса кабины. Как же принимала экспертная организация кран после капремонта?
Зачастую ремонтным организациям при принятии решений на ремонт приходиться руководствоваться лишь дефектной ведомостью экспертных организаций, без указания причин, вызвавших аварийное состояние крана. И как при этом объяснить собственнику крана, что в одних случаях достаточно заварить трещину в металлоконструкции, а в других случаях необходимо удалять часть элемента металлоконструкции, при этом для восстановления удаленного листа (на боковой стенке или накрывного листа главной балки) необходимо выполнять технологическое отверстие (окно), чтобы обеспечить доступ сварщику с двух сторон для проведения необходимых сварочно-сборочных работ. Соответственно стоимость такого ремонта неизмеримо выше, чем предлагаемая в процессе тендера стоимость работ со стороны конкурирующей организации.
Чем заканчивается такой «дешевый» ремонт известно из многих публикаций на эту тему.
Опытный ремонтник по характеру трещин и по ее месту расположения может без труда, на основе типовых решений или исходя из своего собственного опыта принять решение. Но если, например, мостовой кран эксплуатируется на открытом воздухе, то не исключена возможность попадания влаги во внутреннюю полость главных балок, и, как следствие, возможно утонение в результате коррозии нижнего пояса и боковых стенок главной балки. Поэтому без результатов ультразвуковой толщинометрии принимать какие-то решения более чем рискованно.
С началом внедрения магнитной структуроскопии появилась возможность определять границы участков в металлопрокате с аномальной структурой (рис. 2).



Рис.2. Микроструктура отслоившегося скола металла участка боковой стенки главной балки из стали 09Г2С (соотношение
перлита к ферриту 65/35%, х100).

Визуально аномальные структуры характеризуются ветвистым рисунком трещин и отслоением с поверхности металлопроката кусков металла (рис. 3).


Рис. 3. Схема расположения расслоения структурной
неоднородности в прокате из стали 09Г2С
(а – соотношение перлита к ферриту 65/35%;
б – соотношение перлита к ферриту 15/85 … 25/75%).

В этих случаях помощь экспертных организаций с приборным обеспечением просто незаменима, т.к. известен ряд случаев (даже при вводе в эксплуатацию новых кранов) с внезапным разрушением конструкции.
При подготовке экспертов и обучении работников ремонтных и монтажных организаций необходимо уделять внимание особенностям технологии, применяемой на предприятиях-изготовителях крановой техники.
Например, технология производства металлоконструкций мостовых кранов с повышенной монтажной готовностью на Харьковском заводе ПТО (с готовыми к монтажу полумостами) исключает возможность ошибок при монтаже крана на месте эксплуатации.
Технология производства мостовых кранов, заложенная при проектировании Александрийского завода ПТО, предусматривает серийное изготовление и поставки главных и концевых балок раздельно.
При этом сборочно-монтажные работы осуществляются на месте эксплуатации кранов и требуют от монтажников более высокой квалификации.
Характерным является случай с деформацией главных балок крана г/п 12,5 т после полугода работы крана на Алчевском меткомбинате, когда казалось бы незначительное отклонение от проектного положения (в плане) одной концевой балки относительно другой (на 115 мм!) при монтаже привело к аварийному состоянию крана.
Из приведенных примеров видна необходимость непрерывного повышения уровня знаний для работников ремонтных, монтажных организаций и производственников, непосредственно занятых обслуживанием и эксплуатацией ОПО, не менее важно, как и для технических экспертов.
Лучше учиться на опыте других, чем на собственных ошибках!

И. Кеплер часто говорил: "... Я больше всего дорожу аналогиями, моими самыми верными учителями". К совету немецкого ученого-астронома, жившего в XVI веке, наверное, не только стоит прислушаться, но и взять его на вооружение, чтобы избегать просчетов при оценке риска эксплуатации ОПО.

Немає коментарів:

Дописати коментар