Какое оно – будущее отечественной промышленности?
Н.Н. Андриенко, профессор, председатель правления
С.Я. Полнарев, ответственный секретарь НТА «Подъемные сооружения»
Будущее
изменчиво. Ибо - изменяемо.
Андрей Ермолаев,
политолог.
Мы приглашаем читателей к размышлениям о будущем нашей
промышленности. Такие раздумья и, по возможности, конкретные предложения весьма
необходимы на фоне резко возросшей и продолжающей нарастать деиндустриализации страны.
Наглядная иллюстрация – положение
дел в отрасли строительного и дорожного
машиностроения, хотя по всем законам экономики рост объемов в секторе
строительства в 2016 году должен был бы стать движителем роста производства отечественной строительной
и дорожной техники. Государственный
фонд регионального развития, выполнение
работ по новому строительству,
реконструкции и техническому переоборудованию (80,9% от общего объема работ), капитальный и текущий
ремонты (10,8% и 8,3% соответственно) обошлись без отечественных производителей грузоподъемной и
дорожной техники. В результате произошло вымывание валюты из Украины, что
внесло свой вклад в подрыв стабильности национальной валюты и укрепило
экономику других стран.
О недопустимости
такого положения вещей говорилось на совещании по вопросам поддержки
производства специальной грузо-автомобильной
техники в Украине, состоявшемся 23 января 2017 года в Кабинете
Министров Украины. На совещании были рассмотрены общие подходы к развитию
машиностроения в Украине. Было подчеркнуто, что в Украине необходимо создавать
добавочную стоимость и рабочие места, а машиностроение не должно стоять в
стороне от этого процесса. При этом отмечалось, что необходима поддержка не конкретного
производителя, а локализации, что в условиях Украины является синонимом
«украинизации». Следует отметить, что такая постановка вопроса является весьма
актуальной и соответствует программному документу – Положению о
Национальном Комитете по промышленному
развитию, утвержденному Постановлением Кабинета Министров Украины от 14 декабря
2016 года №956. Отрадно отметить, что одна из рабочих групп, созданных в
соответствии с этим Положением, взялась за определение таких межотраслевых
понятий и терминов, как «Национальный
товаропроизводитель», «Инновационный продукт», «Жизненный цикл», «Добавленная
стоимость», «Передача технологии», «Локализация», «Использование местных
ресурсов». Предусмотрено рассмотрение на
Национальном Комитете промразвития определение этих понятий,
формирование рекомендаций в адрес КМУ по утверждению данных определений и
терминов на уровне Правительства.
В Положении также
говорится о необходимости подготовки иных рекомендаций, в том числе по таким
важнейшим для промышленности вопросам, как:
- формирование
предприятиями Украины цепочек
добавленной стоимости на региональном,
национальном и транснациональном уровне;
- увеличении
объемов внутреннего потребления продукции отечественных промышленных
производителей, в том числе во время реализации инфраструктурных, энергетических,
транспортных и других проектов;
- увеличение
части отечественного компонента в национальном производстве промышленных
товаров;
В качестве одной
из рекомендаций можно было бы предложить увязку локализации с квотированием. К
примеру, предприятия «Карат-лифткомплект» и «ОТІС-Украина», имея достаточно высокий уровень локализации,
вправе потребовать введение квот на поставку импортных лифтов. Как известно,
инструмент квотирования вводится, если отечественный производитель (один
или несколько) может обеспечить не менее
50% требуемого объема продукции (услуг).
Более того, украинские производители в условиях жесткого кризиса могут потребовать проведения, при необходимости,
антидемпинговых расследований.
Говоря о локализации,
следует подчеркнуть, что она не предусматривает сугубо украинских, но застаревших технологий. Точно также
локализация (украинизация) не должна
превращаться в совокупность отверточных производств различных
транснациональных компаний.
На это обратила
внимание секретарь Нацкомитета по
промышленному развитию
д.э.н. Салихова Е.Б., которая в частности отметила парадокс состоящий в том
что, индустриализация при слабом местном
потенциале становится зависимой от
прямых иностранных инвестиций (ПИИ), но ПИИ не могут влиять на развитие промышленности при низком уровне местных
мощностей [1-стр. 94]. Отсюда следует
важный вывод о том, что получая определенный приток инвестиций, украинские производители
должны позаботиться о модернизации мощностей и применении современных технологий,
обеспечивающих качество и безопасность продукции, только при таком подходе
можно закрепить робкие тенденции развития промышленности, наметившиеся в 2016
году. Сохранение и усиление тенденций экономического роста в 2017 году критически
зависит от продолжения тренда увеличения капиталовложений в основные фонды, к
которым, безусловно, относятся подъемные сооружения и специальная техника. Этот
тренд должен становиться все более
устойчивым и долгосрочным благодаря усилению адаптивности экономики к конкурентным
вызовам. При достижении стабилизации ситуации в зоне АТО дополнительным
источником роста станет восстановление разрушенного жилья и инфраструктуры. В
целом по стране ожидается рост
строительной активности. Кластер дорожного строительства также будет
расти, стимулируемый средствами государственного
и местных бюджетов. Дополнительным стимулятором для строительной отрасли может
быть комплекс бюджетных программ по поддержке жилищного строительства для молодых семей, силовиков,
сельских застройщиков. Важную роль в
2017 году может сыграть «Государственный фонд регионального развития». Все эти
программы и фонды должны предусматривать закупку отечественной техники, что
будет дешевле и стратегически оправдано.
Безусловно, у
отечественной промышленности появилось будущее. Безусловно, отечественная
промышленность должна быть инновационной. Безусловно, структура отечественной
промышленности должна отвечать требованиям сегодняшнего и завтрашнего времени.
Все эти тренды и
прогнозы базируются на допущениях, исключающих экстримальные ситуации, угроза
которых тем не менее существует. К таким угрозам, в числе других, относятся:
- ухудшение
конъюнктуры экспортных рынков в результате кризисных явлений в экономической
сфере и/или ухудшение экономической
стабильности;
- активизация
боевых действий на Востоке Украины;
- обострение
внутреннего кризиса, особенно правительственного и/или парламентского, в
результате чего снизится действенность экономической политики и усилится экономическая нестабильность.
Реализация этих и
других угроз может серьезно подорвать
будущее отечественной промышленности. Предупреждение этих и других угроз должно
стать одним из приоритетных направлений политики государства в 2017 году и
должно содействовать ускорению роста и
отраслевому увеличению капиталовложений как фактора ускорения экономического роста в целом. При поддержке
государства отечественный производитель должен
восстановить самоуважение и последовательно реализовывать политику инновационной украинизации. Руководители
украинской промышленности должны быть объединены интересом и идеей нового
проекта страны, в основе которого – сохранение и развитие – единого национального
экономического пространства, новая индустриальная амбиция, удовлетворение которой требует помнить слова
Авраама Линкольна: «Кто пассивно ждет – в конце концов получит ожидаемое, но
только то, что осталось после тех, кто действовал энергично».
Литература:
Саліхова О.Б. «Іноземні технології
як детермінанта інвестиційно-інноваційних процесів в Україні». Стратегічні
пріоритети № 2(35) 2015р.
стор. 93-105.
Немає коментарів:
Дописати коментар