середу, 23 серпня 2017 р.



Наука и практика

Риск-ориентированное мышление – как инструмент  обеспечения
 безопасности подъемных сооружений

Андриенко Н.Н., Голомовзый Е.Н., Корень В.Л.
Гладко писано в бумаге,
Да забыли про овраги,
А по ним ходить…
Л.Н. Толстой

Если человек начинает с определенности,
то заканчивает сомнениями,
если же он готов начать с сомнений,
то заканчивает определенностью.
Ф. Бекон

         Риск-ориентированное мышление (в англ. «risk-based thinking») – РОМ является инструментом, которым предлагается воспользоваться для успешного прохождения оврагов ISO 9001-2015 [9] системы менеджмента качества (СМК) в области подъемных сооружений, особенно с оконченным сроком службы.
         Преимущества для всех организаций, связанных с подъемными сооружениями (ПС) от применения системы менеджмента качества, основанной на риск-ориентированном подходе (РОП); является:
         − стабильное предоставление услуг, обеспечивающих безопасную и безаварийную работу;
− создание условий для безопасной работы;
− направление усилий на риски и предупреждающие возможности, связанные с эксплуатацией ПС;
− демонстрация регламента менеджмента риска ПС.
Напоминаем значение термина риск (risk) в соответствии с ISO 73:2009 [6]: следствие влияния неопределенности на цели.
Примечания к определению:
− следствие влияния – это отклонение от ожидаемой штатной работы ПС;
− цели могут быть разными, но в нашем случае – это обеспечение безопасной работы ПС;
− неопределенность – это отсутствие или неполнота информации о процессе, связанном с подъемом различных объектов,  необходимая для понимания событий, последствий и вероятности.
Т.е. риск является мерой опасности в результате как действия, так и бездействия.
В стандарте [6] риск мудро определен как неопределенность, а не как вероятность возникновения негативной ситуации.
Теория вероятностей имеет массу известных ограничений своего применения. Объективная сравнительная редкость аварий и негативных инцидентов выводит величины порядка 10-2 – 10-3 и менее за пределы удовлетворительной применяемости методов теории вероятностей при рассмотрении конкретного ПС так как нарушается базовое положение о воспроизводимости (повторяемости) опытов.
Кроме того неопределенность имеет два вида влияния: отрицательный – риск   аварии, негативный инцидент и положительный предупреждающие возможности.
Только при одновременном учете этих влияний работает риск-ориентированное  мышление, т.е. снижаются негативные последствия рисков за счет увеличения возможностей это сделать.
Приводим выдержку п. 0.3.3 стандарта [9].
Риск-ориентированное мышление необходимо для достижения результативности системы.
Чтобы соответствовать требованиям настоящего стандарта организации необходимо планировать и внедрять действия, связанные с рисками и возможностями. Направление усилий на риски и возможности создает основу для повышения результативности системы менеджмента качества, достижения улучшенных результатов и предотвращения неблагоприятных последствий.
Возможности могут возникнуть в ситуации, благоприятной для достижения намеченного результата, например, как совокупность обстоятельств, позволяющих организации привлекать потребителей, разрабатывать новую продукцию и услуги, сокращать отходы или повышать производительность. Действия в отношении возможностей могут также включать рассмотрение связанных с ними рисков. Риск это влияние неопределенности, и любая такая неопределенность может иметь положительные или отрицательные воздействия. Положительное отклонение, вытекающее из риска, может создать возможность, но не все положительные отклонения приводят к возможностям.
Одна из ключевых целей системы менеджмента качества состоит в том, чтобы она действовала как инструмент предупреждения. Понятие предупреждающего действия выражено через использование риск-риентированного мышления при формулировке требований к системе менеджмента качества.
Рассмотрение рисков в виде сформулированных опасностей или угроз не может обойтись без влияния неопределенности как на риски, так и на процесс управления ими. Это обстоятельство породило новый термин «риск-ориентированое мышление».
Объяснение понятия мышления, основанное на рисках, разработано подкомитетом ISO, ответственным за ISO 9001(ISO / ТС 176 / SС 2 / N 1283), и приводится ниже.
Что такое мышление, основанное на рисках?
Мышление, основанное на рисках – это  то, что все мы используем автоматически и часто подсознательно для достижения наилучшего результата.
− Понятие риска всегда неявным образом присутствовало в ISO 9001; настоящее издание делает понятие более явным и встраивает его в систему менеджмента в целом.
− Мышление, основанное на рисках, обеспечивает учет рисков от начала на всем протяжении.
− Мышление, основанное на рисках, делает предупреждающие действия частью стратегического и операционного планирования.
Мышление, основанное на рисках, упоминается в следующих пунктах:
− Введение – объяснение понятия мышления, основанное на рисках.
− Пункт 4 – организация должна определить процессы системы менеджмента качества (СМК) и обращаться со своими рисками и возможностями.
− Пункт 5 – высшее руководство должно:
−  Способствовать осведомленности о мышлении, основанном на рисках.
− Определять и обращаться с рисками и возможностями, которые могут повлиять на соответствие продуктов/услуг.
         − Пункт 6 – организация должна идентифицировать риски и возможности, связанные с функционированием СМК, и предпринимать соответствующие действия для обращения с ними.
− Пункт 7 – организация должна определить и обеспечить необходимые ресурсы.
− Пункт 8 – организация должна управлять своими операционными процессами.
− Пункт 9 – организация должна подвергать мониторингу, измерению, анализу, а также оценивать результативность действий, предпринятых для обращения с рисками и возможностями.
− Пункт 10 – организация должна исправлять, предотвращать или сокращать нежелательный эффект, улучшать СМК и актуализировать риски и возможности.
− Примечание: риск присутствует в скрытой форме в случаях, где употребляются понятия «подходящий» или «соответствующий» (пункты 7 и 8),
Зачем организации мышление, основанное на рисках?
Успешные организации интуитивно используют мышление, основанное на рисках, т.к. оно предоставляет следующие выгоды:
− улучшить методику управления;
− создает предупредительную культуру улучшения;
− содействует соответствию;
− обеспечивает постоянство качества продукции и услуг повышает доверие.
Как это осуществить?
− Идентифицируйте ваши риски – это зависит от контекста (организационной среды).
− Используйте мышление, основанное на рисках, для определения приоритета способа, которым вы управляете вашими процессами.
− Устанавливайте баланс между рисками и возможностями.
− Анализируйте и устанавливайте приоритет среди ваших рисков что приемлемо? что неприемлемо?
− Планируйте действия по обращению с рисками.
Как я могу избежать, устранить или смягчить риски?
− Внедрить план; осуществите действие.
− Проверьте результативность действия; работает ли оно?
− Учитесь на собственном опыте; улучшайте.
Заключение
Мышление, основанное на рисках:
− не является нововведением;
− это то, что вы скорее всего уже используете;
− является непрерывным;
− обеспечивает более глубокие знания в отношении рисков и улучшает подготовленность;
− увеличивает вероятность достижения целей;
− снижает вероятность отрицательных результатов;
− вводит упреждение в привычку.
Процесс менеджмента качества должен соответствовать циклу «Планируй – Делай – Проверяй – Действуй» – РДСА (анг. PlanDoCheckAct cycle).
Организации, связанные с ПС и вовлеченные в этот процесс: надзорные органы, их владельцы, разработчики нормативных документов, организации, обслуживающие и делающие заключение о продлении срока службы подъемного сооружения.
Для владельца подъемного сооружения цикл РДСА можно кратко описать так:
− Планируй – разработка планов проведения ремонтов, осмотров, обучения персонала, рассмотрение рисков и возможностей;
−Делай – выполнение того, что было запланировано;
− Проверяй – мониторинг фактического состояния подъемного сооружения, проверка выполнения персоналом своих обязанностей;
− Действуй – принятие привентивных мер, обеспечивающих безопасность и улучшение результатов запланированных мероприятий, обучение персонала.
Стандарт ISO 9001:2015 меняет модель нормативных предпосылок государственного надзора и всего сообщества, связанного с обеспечением безопасности подъемных устройств. Традиционные механизмы инспекционного контроля дополняются и модернизируются риск-ориентированными подходами обеспечения безопасности. Риск-ориентированный подход – выявление, анализ и прогнозирование опасностей аварий и инцидентов, оценка риска и возможных их последствий для подъемных устройств для оптимизации необходимых мер предупреждения и недопущения возникновения таких угроз, повышение эффективности обеспечения безопасности в системе поднадзорных объектов в целом.
Первая из задач РОП – использование этого метода для обоснования продления службы подъемных устройств с оконченным сроком службы при экспертных обследованиях, а не определение остаточного ресурса металлоконструкций, как это принято теперь.
Необходимо учесть кадровый голод, моральный и физический износ подъемных устройств, отсутствие научной поддержки риск-ориентированного подхода в области подъемных устройств.
Вторая задача современного РОП – поиск согласованного взаимопонимания современных и старых средств и методов обеспечения безопасности с риск-ориентированным мышлением.
Третья и последняя задача – разработка инструментария (регламента) оценки рисков. В нашем журнале [1] предложен эскизный проект регламента оценки риска подъемных устройств с оконченным сроком службы с учетом состояния элементов подъемного устройства и качества работы персонала. Риск определяется на основе теории нечетких множеств и понятия лингвистической переменной. Тридцать методов оценки риска, приведенных в стандарте ISO 31010:2009 [8] не могут быть применены, т.к. все относятся к стадии проектирования.
Эскизный проект регламента менеджмента риска подъемных сооружений с оконченным сроком службы разработан на основании стандарта ISO 31000:2009 [7].
Стандарт ISO 14798:2009. Лифты, эскалаторы и пассажирские конвейеры. Методология оценки и снижение рисков [2].
Рекомендуется включать предлагаемую методологию в нормативные документы, учебные курсы и инструкции для обеспечения базовых положений безопасности:
− при оценке конструкций, технического обслуживания, испытаниях и использовании лифтов, эскалаторов и пассажирских конвейеров;
− при разработке нормативных документов, стандартов, включающих в себя требования безопасности  лифтов, эскалаторов и пассажирских конвейеров.
Настоящий стандарт устанавливает общие принципы и специальные процедуры по анализу риска для лифтов, эскалаторов и пассажирских конвейеров при оценке и повышении безопасности новых, и находящихся в эксплуатации лифтов, в том числе отработавших назначенный срок службы.
Методология анализа риска, изложенная в настоящем стандарте, создает основу для принятия решения по обеспечению безопасности при:
− проектировании, изготовлении и монтаже лифтов, эскалаторов, пассажирских конвейеров, их компонентов и систем;
− разработке правил пользования, управления, технического обслуживания, испытания, подтверждения соответствия;
− разработке норм и стандартов, связанных с обеспечением безопасности.
В стандарте приведены примеры, главным образом относящиеся к анализу рисков для людей. Однако предлагаемые в настоящем стандарте процедуры анализа риска могут быть использованы также для анализа других видов рисков, таких как риски причинения ущерба имуществу или окружающей среде.
В стандарте под безопасностью понимается отсутствие недопустимого риска.  Абсолютная безопасность не всегда возможна. Таким образом, продукт или процесс (например, управление, использование, инспектирование, испытание, обслуживание) может быть безопасными только до определенного уровня.
Безопасность достигается в результате поиска баланса между идеальной абсолютной безопасностью, требованиями к продукту или процессу и таким факторами, как преимущества для пользователя, соответствие целям, стоимости и общественным условиям.
Форма для документирования анализа риска
Цельа), объект анализа _________________
                              Дата _________________
Координатора) _______________________

Номер
п/п
Сценарий
Определение элементов
 риска
Защитные меры
(меры для снижения риска)
После ведения защитных мер
Остаточный риск
Опасная ситуация
Опасное событие
Sb
pc
Sb
pc
Причина
Последствие
1









Комментарий
2









Комментарий
3











а)  Цель,  координатор и члены рабочей группы могут быть записаны в другом документе;
bS – уровень тяжести ущерба;
    1 – высокий;
    2 – средний;
    3 – низкий;
    4 – незначительный (не принимаемый в расчет);
c)   p – уровни риска причинения ущерба;
    A – в высокой степени вероятный;
    B – вероятный;
    C – редкий;
    D – единичный;
    E – невероятный;
    F- невероятный, невозможный.

Стандарт EN 81-80:2003. Методология оценки и повышения безопасности лифтов, находящихся в эксплуатации. [3]
Настоящий стандарт устанавливает методологию оценки соответствия и повышения безопасности находящихся в эксплуатации (существующих) лифтов, в том числе лифтов, отработавших установленный срок службы, с целью достижения уровня безопасности, эквивалентного уровню безопасности новых лифтов, соответствующих современным требованиям безопасности.
Существующие лифты соответствуют уровню безопасности, приемлемому и принятому во время их создания и установки. Этот уровень безопасности ниже принятого в настоящее время.
Современный уровень безопасности установлен с учетом внедрения новых технологий и конструкций, общественных требований безопасности. Создавшаяся ситуация привела к наличию в эксплуатации лифтов с различными уровнями безопасности, возникновению аварий на лифтах. Это противоречит требованиям пользователей, специалистов в области лифтов по обеспечению единого и одинакового приемлемого уровня безопасности на всех эксплуатируемых лифтах. В дополнение к вышеизложенному требуется учитывать нужды пожилых людей и инвалидов.
Важным требованием, которое должно быть учтено и обеспечено, является наличие необходимых устройств и процедур для безопасного освобождения людей из остановившейся между этажами кабины лифта.
При создании настоящего стандарта было принято во внимание, что срок службы лифтов значительно больше, чем других средств транспорта. Это обстоятельство также повышает вероятность того, что конструкция существующих лифтов, их характеристики и безопасность существенно отстают от аналогичных показателей современной технологии.
Если безопасность существующих лифтов не будет повышена до современного уровня, то число лиц, пострадавших из-за недостаточного уровня безопасности лифтов, будет увеличиваться (особенно в общедоступных зданиях и прежде всего в жилых зданиях).
Настоящий стандарт:
− классифицирует различные опасности и опасные ситуации, каждое из которых было подвергнуто анализу риска;
− направлен на определение корректирующих действий для постоянного и выборочного повышения безопасности всех существующих лифтов, предназначенных для перевозки людей, а также людей и грузов, до современного уровня;
− создает возможность проведения экспертизы каждого лифта с идентификацией и постепенным внедрением мер безопасности с учетом частоты и тяжести каждого риска;
− устанавливает перечень рисков высокого, среднего и низкого уровней и корректирующих действий, которые могут быть реализованы на каждой стадии повышения безопасности для исключения рисков.
Приведенные требования и/или защитные меры не следует рассматривать как единственно возможные решения. Допускаются альтернативные защитные меры, если они обеспечивают эквивалентный уровень безопасности.
В таких случаях должны быть представлены доказательства обеспечения безопасности, включающие в себя анализ риска и в необходимых случаях расчеты, чертежи, результаты испытаний.
Стандарт ISO / СD 20230-1. Краны. Методология анализа и уменьшения риска. Часть 1. Общие положения [4].
Документ еще  не является стандартом, а опубликован для обсуждения. В дальнейшем булут разработаны методологии анализа и снижения риска в следующих частях стандарта по типам кранов:
Часть вторая. Стреловые самоходные краны.
Часть третья. Башенные краны.
Часть четвертая. Портальные краны.
Часть пятая. Мостовые краны.
Методология предназначена для оценки риска на всех этапах жизни крана от проектирования до снятия с эксплуатации.
Во вступлении к проекту оговорено, что оценка риска ещё не является точной наукой, а т.к. предпочтение отдается информационному подходу, то всегда есть определенная степень субъективности эксперта.
Анализ риска производится в соответствии с ISO / ТS 14798:2006.
Отметим некоторые его разделы
Требования безопасности и меры по снижению риска.
Абсолютной безопасности не существует, поэтому безопасность увеличивается за счет соответствующих мер по снижению риска до допустимого (приемлиемого) его уровня.
Проверка требований безопасности и меры по снижению риска.
В нашем понимании это экспертное обследование и составление соответствующего протокола с рекомендациями по снижению риска.
Анализ риска крана.
1.     Техническая и эксплуатационная документация. Фактический режим работы и обслуживание.
2.     Требования к составу группы экспертов по оценке рисков.
Общин требования. Требования к экспертам и к руководителю группы.
3.     Оценка состояния крана. Его элементов и квалификация персонала.
Оценка крана в целом:
− режим нагружения;
− место расположения;
− отработанное время;
− тип привода, состояние механизмов;
− средства доступа;
− четкость работы основных частей;
− приборы и устройства безопасности;
− обслуживающий и ремонтный персонал;
− производственные инструкции;
− соблюдение Правил и инструкций;
− проведение ремонтов и модернизации;
− замена элементов.
Оценка элементов крана:
− срок службы, ресурс;
− величина износа;
− замена элементов и ремонты;
− выход из строя;
− аварии, разрушения;
− причины аварий.
Оценка квалификации персонала:
− стаж работы;
− повышение профессионального уровня;
− оценка профессионализма. 
Стандарт ISO 12100:2010. Безопасность машин. Основные принципы конструирования. Оценка риска и снижение риска.
Основной целью настоящего стандарта является разработка общих принципов и руководящих указаний, позволяющих конструкторам создавать машины, отвечающие требованиям безопасности при их использовании по назначению. Понятие «безопасность машин» включает в себя способность машины выполнять свои функции в течение всего срока службы при достаточном снижении рисков. Настоящий стандарт является основным стандартом по безопасности, который может быть применен ко всем машинам.
Принципы и методы снижения риска, установленные в стандарте, основаны на знаниях и опыте конструирования, эксплуатации машин, на анализе неполадок, несчастных случаев и рисков, связанных с машинами и механизмами.
Установлена стратегия оценки и снижения риска, которой должен придерживаться конструктор.
Оценка риска.
1.     Ограничения, налагаемые на машину:
− Информация, необходимая для оценки риска, включает характеристики пользователя, техзадание на машину, документацию на ранее выпущенные и эксплуатирующиеся машины, статистику несчастных случаев, поломок и сбоев аналогичных машин, информацию о стандартах.
− Ограничения, налагаемые на машину с учетом всех фаз её жизненного цикла. Эксплуатационные ограничения, распространяющиеся, как на использование машины по назначению, так и на её прогнозируемое неправильное применение.
− Пространственные ограничения перемещения машины и персонала при эксплуатации и обслуживании.
− Временные ограничения срока службы машины, её частей и графики техобслуживания.
2.                 Идентификация прогнозируемых опасностей выполняется после определения ограничений, налагаемых на машину. Меры по устранению опасностей и снижению риска могут быть предприняты после идентификации опасностей.
3.                 Предварительная оценка риска производится после идентификации опасностей для каждой опасной ситуации. Предварительная оценка риска должна охватывать всех людей (операторов и других лиц), для которых существует вероятность подвергнуться рассматриваемой опасности. Человеческий фактор обязательно должен приниматься во внимание при оценке риска. Обучение, опыт и способности оператора могут влиять на степень риска.
4.                 Оценка риска выполняется после предварительной оценки риска, если определено, что необходимо снизить риск. В этом случае следует выбрать соответствующие защитные меры.
5.                 Снижение риска может быть достигнуто путем устранения опасности или уменьшения вреда здоровью и уменьшению вероятности нанесения такого вреда. Первым и наиболее важным шагом в процессе снижения риска является разработка безопасной конструкции самой машины. Основные направления снижения риска при проектировании, применение принципа принудительного механического воздействия, обеспечение устойчивости, соблюдение эргономических принципов, соблюдение требований безопасности управления машиной, повышение надежности.
Документация по оценке и снижению риска должна содержать описание действий, необходимых для достижения поставленных целей.
В заключение обзора стандартов по рискам попытаемся ответить на вопрос:    « Зачем это нам надо?». Надо нам прежде всего для того, чтобы решать сегодняшние проблемы обоснования возможности продления службы подъемных устройств с оконченным сроком службы современными методами, а не методами вчерашнего дня.
Для реализации риск-ориентированного подхода исполнительными и контролирующими структурами, которые обеспечивают безопасность подъемных сооружений, следует воспользоваться одной из двух старых добрых методологий, основанных на многолетнем опыте. Первая методология (реалистическая): ждем, когда прилетят инопланетяне и все за нас сделают. Вторая методология (фантастическая): всё мы делаем сами.

Литература

1.      Журнал «Подъемные сооружения. Специальная техника», № 5-6, 2015.
2.      ISO 14798:2009. Лифты, эскалаторы и пассажирские конвейеры. Методология оценки и снижения риска.
3.      EN 81-80:2003. Методология оценки и повышение безопасности лифтов, находящихся в эксплуатации.
4.      ISO / CD 20230-1:2016. Краны. Методы  и процедуры оценки и снижения рисков. Часть 1. Общие требования.
5.      IЕС 60812:2006.Менеджмент риска. Метод анализа видов и последствий отказов.
6.      ISO 73:2009. Менеджмент риска. Термины и определения.
7.      ISO 31000:2009. Менеджмент риска. Принципы и руководство.
8.      ISO / IЕС 31010-:2009. Менеджмент риска. Методы оценки риска.
9.      ISO 9001:2015. Система менеджмента качества. Требования.
10.  ISO 12100:2010. Безопасность машин. Основные принципы конструирования. Оценка риска и снижения риска.
11.  ISO 62508:2010. Менеджмент риска. Анализ влияния на надежность человеческого фактора.
12.  ISO / ТS 9002:2016. Система менеджмента качества. Руководство по применению ISO 9001:2015.
 


Немає коментарів:

Дописати коментар