пʼятницю, 28 липня 2017 р.

Конференция

НЕДОСТАТОЧНО УПРАВЛЯЕМЫЙ ПОДЪЕМ


  Сергей Колесник, собкор журнала «Охрана труда»



Председатель правления НТА, профессор
Н.Н. АНДРИЕНКО

Около 70 представителей производственных предприятий, работающих на украинском рынке подъемно-транспортного и лифтового оборудования, поставщиков этого оборудования, ЭТЦ, эксплуатационных организаций, Главного управления Гоструда в Одесской области, научных сотрудников собрались 22-23 июня  в Одессе на очередную конференцию, которую организаторы обозначили информационно-консультационной.Тема конференции – «Системный подход в управлении безопасностью подъемной техники и устройств». Организаторы – НТА «Подъемные сооружения».



Уже на третьей подряд конференции «Системные подходы в управлении безопасностью подъёмной техники и устройств», среди основных проблем озвучивается несоответствие нормативно-правовых актов (далее - НПА) украинскому законодательству, ориентирующемуся на европейские стандарты.
 К сожалению, как и в прошлом году, не приняли участие в конференции представители Гоструда, НИИПБОТ, от которых хотели услышать о нормативно-правовом обеспечении регулирования безопасной эксплуатации подъёмной техники. Более 20 докладов посвящены вопросам усовершенствования подъемно-транспортного оборудования на всех стадиях – от проектирования до эксплуатации и надзора. Уделено внимание техническому регулированию, современным методам диагностики, оценки рисков подъемной техники и устройств, риск-ориентированному мышлению, как инструменту обеспечения безопасности подъемных сооружений.   Все более актуальной становится проблема необходимости принятия новых НПА  с учётом риск-ориентированного подхода.  Особенностью нынешней конференции есть то, что проходила она в период отсутствия нормативно-правового обеспечения в сфере грузоподъёмной техники, возникшем после отмены с 21.05.2017 г. распоряжением КМУ от 10.03.2017 г. №166-р ряда НПА, определяющих процедуры обеспечения безопасной эксплуатации подъёмной техники.  В частности, приказа Госнадзорохрантруда от 8 декабря 2003 г. № 232 "Об утверждении Правил устройства и безопасной эксплуатации подъемников", приказа Госгорпромнадзора от 18 июня 2007г. № 132 "Об утверждении Правил устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов", от 31 декабря 2008 № 308 "Об утверждении Правил устройства и безопасной эксплуатации погрузчиков. По мнению участников конференции, целесообразней было бы из этих норм удалить требования к конструкциям, качеству, производству и компонентам подъемной техники и оставить только требования к эксплуатации, ремонту, техническому обслуживанию и его периодичности, процедурам, контролю, компетентности персонала и главное – перейти от формальных процедур к оценке рисков, риск- ориентированному менеджменту безопасности, особенно касаемо грузоподъёмной техники с оконченным сроком эксплуатации,  которой большинство в Украине.
   Обеспокоенность отменой НПА подтверждается большим количеством запросов, поступающих в адрес НТА "Подъемные сооружения" и Технического комитета стандартизации ТК-16 "Краны, подъемные устройства и соответствующее оборудование". Основной мотив этих запросов - каким образом организовывать безопасную эксплуатацию подъемных сооружений при отсутствии НПА, которые определяли обязанности работодателя, направленные на выполнение положений ст. 13 Закона «Об охране труда»?
  К тому же, Гоструда разработаны изменения в приказ Госгорпромнадзора от 18 июня 2007 г. № 132 «Об утверждении Правил устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов», которые сейчас находятся на согласовании в Государственной регуляторной службе Украины. Данные изменения предусматривают:
- отмену требований обязательной регистрации грузоподъемных кранов и машин в территориальных органах Гоструда и внедрение их учета у субъектов хозяйствования;
- изъятие требований получения субъектами хозяйствования разрешений на выполнение работ повышенной опасности (монтаж/демонтаж, ремонт, реконструкция, наладка, техническое обслуживание, технический осмотр, (экспертное обследование) и на эксплуатацию грузоподъемных кранов;
- изъятие требований получения (в определенных случаях) от должностных
лиц территориальных органов Гоструда, решения о возможности эксплуатации грузоподъемных кранов и возложение этих обязанностей на ответственных лиц, назначенных предприятием.
  В тоже время, реестр НПАОП на сайте Гоструда не обновляется ещё с 21.07.2015 г., что создает прецедент.  Также на конференции отмечено, что перечень стандартов, являющихся законодательной базой технического регламента безопасности подъёмных машин, утвержден Минэкономразвития формально. Пользоваться содержащимися в нём более 750 стандартами , гармонизированными к Европейским требованиям, очень сложно. Часть из них даже не переведены на украинский язык. Поэтому НТА  «Подъемные сооружения», у которой налажены деловые отношения с европейскими, международными ассоциациями, готовы оказывать необходимую помощь в координации действий по внедрению европейских стандартов в Украине.
 На конференции обсуждён проект НПАОП «Правила безопасной эксплуатации грузоподъёмных кранов, подъёмных усройств и соответствующего оборудования», разработанный рабочей группой, созданной по инициативе Ассоциации «Укрэксперт» и предлагаемого взамен отменённых распоряжением КМУ №166-р НПАОТ. В документе много новшеств, учтены требования европейских норм, указаны риски, которыми не обходимо управлять, введено понятие «минимальные требования безопасности» и много других особенностей. В настоящее время документ проходит профессиональное обсуждение  со всеми заинтересованными сторонами, после чего будет согласован в Гоструда и зарегистрирован в Минюсте.
    Не обделён вниманием на конференции и вопрос безопасной эксплуатации лифтов.  Президент Всеукраинской общественной организации «Ассоциация лифтовиков Украины» Сергей Горишний рассказал, что ситуация с лифтами грозит стать безвыходной. Их замена или масштабные ремонты почти невозможны из-за отсутствия должного финансирования. Угрожающе увеличивается количество лифтов, которым уже около 40 лет. Многие из них находятся в процессе экспертных обследований, и по их результатам выявлено значительное количество деталей, сборочных единиц, механизмов в критическом состоянии. Проблемой является образование большого количества частных структур, которые занимаются эксплуатацией лифтов. Специалисты многих из этих организаций не имеют знаний по требованию безопасности при эксплуатации лифтов, не всегда выполняют свои функции по ремонту машинных помещений (особенно их крыш), этажных площадок, восстановление освещения этажных площадок, не пропагандируют среди жителей многоэтажных домов, которые пользуются лифтами, их безопасную эксплуатацию, важность сохранения их материальной части. Не все организации, осуществляющие техническое обслуживание лифтов, способны полностью обеспечить содержание лифтов в надлежащем техническом состоянии из-за отсутствия у них соответствующей материально-технической базы, необходимого количества запасных частей, достаточной квалификации работников и тому подобное.
    Много неурегулированных вопросов есть и в нормативно-правовом обеспечении лифтовой отрасли . Так, в заключительных положениях Закона «Об особенностях осуществления права собственности в многоквартирном доме» (№417-VIII от 14.05.2015 г..) указано, что все НПА, которые не соответствуют условиям этого закона, должны быть отменены в течение 6 мес. или откорректированы. Но НПА, которые сейчас регулируют вопросы лифтов, не отвечают данному Закону. Поэтому докладчик внес свои предложения по разработке новых Положения о содержании лифтов и Правил содержания и безопасной эксплуатации лифтов.
  Претензии от учасников конференции звучали и к Порядку выдачи разрешений на выполнение работ повышенной опасности и на эксплуатацию (использование) машин, механизмов, оборудования повышенной опасности, утверждённого Постановлением КМУ от 26 октября 2011г. № 1107. По их мнению, документ не соответствует европейским стандартам, внедряемым в Украине. Так, ныне испытания подъёмной техники (в т.ч. сертификационные) требуют получения соответствующего разрешения Гоструда.  Но,  в соответствии с европейскими требованими, для этого достаточно аккредитации.
     Вызывали гордость за нашу страну презентации передовых предприятий, производящих или эксплуатирующих грузоподъёмную технику. Среди них: ООО «Харьковский завод подъёмно-транспортного оборудования», ООО «ЗПТО «Вира-Сервис» (г. Александрия), ЧАО «ЮЖМОРМОНТАЖ» (г. Херсон) и  другие. Особенно приятно одесситам было презентовать новый терминальный комплекс Международного аэропорта Одесса. Заместитель начальника  строительного департамента ООО «Международный аэропорт Одесса» Александр Гурин продемонстрировал и рассказал о подъемных машинах и механизмах, которые будут использоваться на нём после ввода в эксплуатацию, намеченого на ближайшее время. Кроме этого, ряд предприятий организовали выставку своей продукции (грузоподъёмных приспособлений, средств защиты, управления, лифтового оборудования и другой продукции).
По мнению участников, конференция прошла успешно и на высоком уровне. Отмечены болевые точки развития подъемной техники в Украине, при обмене мнениями намечены конкретные шаги по её совершенствованию.



Немає коментарів:

Дописати коментар