Наука и практика
Малиновский В.А., доктор технических наук, профессор, директор НПП "Вира-Сервис Плюс", г. Одесса
(продолжение)
Хранение канатов
Правила хранения каната у потребителя предписаны ГОСТ 15150. При хранении каната на
барабане ось последнего должна быть параллельна полу. Оголенные от смазки
места должны покрываться канатной смазкой. При длительном хранении канатов следует
не реже чем через 6 месяцев осматривать наружный слой каната и смазывать его
канатной смазкой. При необходимости канаты необходимо защищать от пыли,
которая связывает канатную смазку. До самого применения хранение канатов должно
производиться в сухом и слабо отапливаемом помещении. Бухты канатов должны лежать
на поддонах или других подкладках.
5.2.2. Выдача каната
Перед выдачей каната со склада нужно проверить соответствие его
технической документации, сертификату и табличке на барабане. При необходимости
нужно проверить диаметр каната при помощи штангенциркуля, как показано на рис.
5.5.
Замер диаметра каната |
В большинстве случаев стальные канаты используются мерными отрезками,
которые должны быть взяты с барабана или бухты с соблюдением определенных
правил во избежание повреждения каната еще до эксплуатации.
Главное правило
заключается в том, чтобы не допустить скручивания каната. Поэтому канат нужно
правильно сматывать с барабана или бухты, как показано на рис. 5.6.
Нельзя снимать витки с барабана через его щеку или из неподвижной бухты,
так как в этом случае канат, в зависимости от направления свивки, либо
раскручивается, либо закручивается. Такое принудительное кручение особенно
опасно для канатов с металлическим сердечником и многослойных, так как в этом
случае образуются разные длины прядей и расслоение каната или его
винтообразная деформация — «штопор». Под рабочей нагрузкой усилия в прядях
распределяются неравномерно, что снижает прочность каната и может даже приводить
к обрыву, в первую очередь, металлического сердечника.
правильно
неправильно
Рис. 5.6. Правила
работы с канатом
При всех перемотках канатов желательно применение направляющих роликов или
блоков. Нельзя протягивать канат по пыльной, грязной или песчаной поверхности
во избежание нарушения канатной смазки.
5.2.3. Навеска каната
При монтаже каната на механизм следует следить за исключением образования
петель и скручиваний каната. Для этого сматывание каната с барабана или
вертушки следует производить с притормаживанием. В большинстве случаев новый
канат соединяют с заменяемым и, включив механизм, протягивают его в
канатно-блочную систему. Для соединения нового и старого канатов лучше всего
использовать плетенный канатный чулок.
После навески нового каната следует провести испытания или проверки,
предписанные нормативно-технической документацией (в Украине — НПАОП
0.00-1.01—07), и внести соответствующие записи в паспорт механизма.
Предупреждение! При навеске никогда нельзя соединять между собой канаты
правой и левой свивки. Как правило, такие способы монтажа приведут к авариям.
5.2.4. Смазка каната
Обслуживающий персонал не должен забывать, что законы трения и износа
применительно к стальному канату имеют даже большее значение, чем для многих
других деталей и узлов машин. Поэтому при эксплуатации канатов следует следить
за состоянием смазки и своевременно восстанавливать ее на всех участках каната,
где смазка отсутствует или она сильно загрязнена сторонними примесями. Особое
внимание нужно уделять участкам каната, интенсивно работающим на блоках и
примыкающим к анкерным устройствам.
5.2.5. Взаимодействующие с канатом детали и узлы
Технический ресурс каната на конкретном механизме во многом зависит от
условий его взаимодействия с направляющими, опорными и закрепляющими узлами.
Особое внимание следует обращать на следующие условия:
— состояние рабочих канавок блоков. Канавка ручья должна иметь радиус
равный 0,52 диаметра каната, она не должна иметь вмятин, износа и коррозионных
повреждений;
— должны быть в исправном состоянии
кожухи и др. устройства, предотвращающие возможность спадания каната с блока;
— футеровка рабочего ручья блока не должна быть изношена до вступления
каната в контакт с металлом блока;
— в устройствах
для крепления концов каната не должно быть пережатий или расслоения структуры
каната, а также отсутствия смазки.
5.2.6. Рабочее инспектирование
В процессе эксплуатации стального каната на кране или другом механизме
необходимо соблюдать предписанную нормативно-технической документацией
периодичность и содержание контрольных проверок. При этом следует обращать
особое внимание на следующие участки каната, наиболее подверженные износу и
повреждениям:
а) участки каната, работающие на блоках, следует проверить на предмет
износа и наличия обрывов проволок;
б) на участках каната, прилегающих к анкерным устройствам, вследствие
высыхания смазки концентрируются коррозионные повреждения проволок, особенно
тщательно следует осматривать места входа каната в заливные втулки, клиновые и
др. зажимы, где концентрируются усталостные повреждения проволок;
в) витки трения и другие невостребованные витки каната на барабане следует
проверять на наличие смазки и отсутствие коррозионных повреждений;
г) на барабанах многослойной навивки следует периодически осматривать все
внутренние слои каната на предмет коррозии и нарушений структуры каната
вследствие раздавливания;
д) на уравнительных блоках и других опорных узлах, где канат практически не
перемещается, из-за высыхания смазки канат больше подвержен коррозии. При
нижнем расположении уравнительного блока следует проверять наличие и чистоту
дренажного отверстия в ограждающем кожухе для исключения скопления дождевой
воды.
В н и м а н и е!
Необходимо особое внимание уделять участкам каната на уравнительных и других
формально неподвижных блоках (на неподвижных осях) еще и потому, что
вследствие колебаний и переменных деформаций каната эти блоки в
действительности совершают многократные качательные движения, при которых одни
и те же участки каната испытывают во много раз большее число циклов «изгиб —
выпрямление», чем на ходовых блоках, где в зону изгиба вступают все новые и
новые участки каната. Поэтому на блоках с неподвижными осями происходит более
интенсивное накопление усталостных обрывов проволок каната. В качестве примера
можно привести обводные блоки талевых систем на буровых или стреловых каретках
башенных кранов [5.4].
5.2.9. Особые случаи
На практике достаточно распространены варианты многофункционального использования
грузоподъемной техники. Например, в портах краны используются в крановом режиме
для штучных грузов и в грейферном режиме для сыпучих грузов. Перевод крана из
одного режима в другой осуществляется трансформируемой подвеской груза. Для
этого на концах подъемных канатов установлены разъемные соединения типа Demag-Seilverbindung,
при помощи которых к ним присоединяются либо канаты грейфера, либо т. н.
канаты-подстропники для подвески крюковой обоймы. На многих современных кранах
и в качестве верхних (подъемных) и в качестве нижних (подстропники или
грейферные) применяются попарно канаты правой и левой свивки. Ясно, что в
каждом разъемном соединении должны быть соединены оба каната только одного
направления свивки — правый канат с правым, левый с левым. Однако на практике
имеются случаи отступления от этого правила, т. е. вследствие недосмотра или
незнания соединяются друг с другом канаты правой и левой свивки.
В таком случае под действием нагрузки оба каната раскручиваются и их
структура нарушается, а конструкционная прочность резко снижается. Особо
отметим — такое нештатное соединение действует как свободный подвес груза. Для
канатов с металлическим сердечником этот случай особенно опасен, т. к.
вследствие раскручивания пряди каната выключаются из работы, а вся нагрузка
воспринимается одним сердечником, прочность которого в 4—5 раз меньше
прочности всего каната. Отметим также, что в худшем положении оказывается более
короткий канат.
Пример. Подъемный канат правой свивки длиной вертикальной струны 20 м соединен с
канатом-подстропником левой свивки длиной 2 м . Узел соединения совершил 10 оборотов.
Следовательно, подъемный канат испытает деформацию раскручивания 10 : 20 = 0,5
об/м, а подстропник — 10 : 2 = 5 об/м, т. е. в 10 раз больше. Результатом этого
может быть обрыв подстропника при работе с большим грузом. Такой случай был в
одном украинском порту [5.6].
Особое предостережение! Никогда нельзя допускать соединения между собой
канатов с разными направлениями свивки.
5.2.10. Длительный простой механизма
В реальной практике бывают случаи длительного простоя строительных кранов и
другой техники. При этом канатно-блочная система остается неподвижной, что
усиливает опасность местной коррозии в местах контакта с другими деталями и узлами
машины. Особенно опасны участки каната на блоках, закрытых защитными кожухами,
в которых может скапливаться дождевая вода. Из практики известны случаи падения
стрел или грузов при пуске крана после длительного простоя.
Поэтому перед
пуском крана после длительного простоя необходимо произвести тщательный осмотр
канатов по всей длине, обращая особое внимание на участки на блоках, башмаках,
у входа в анкерные устройства и т. п.
Немає коментарів:
Дописати коментар