вівторок, 28 лютого 2017 р.

Бруклинский мост, как это было

Петр Хасилев, кандидат технических наук, бывший конструктор «Краяна», в настоящее время проживает в Нью-Йорке




.
(Продолжение. Начало в № 11 (170) за ноябрь 2016 г.)









Несущие кабели
                                                                                                                                  После достройки башен началась навеска несущих тросов. Вначале трос был завезен на судне с одного берега на другой, а затем лебедкой поднят на вершину башен.

 
Фэррингтон переправляется через Ист-Ривер

24 августа 1876 г. Е.Ф. Фэррингтон, мастер-механик Бруклинского моста, под восторженные крики зрителей сделал первый переход через Ист-Ривер на тележке, подвешенной   на кабеле, переброшенном между башнями. Конструкция моста удерживается четырьмя кабелями диаметром 38 см, каждый состоит из 19 тросов. А каждый трос, в свою очередь, складывается из 331 проволочки диаметром 3,21 мм. Тросы были оцинкованы, что для того времени было пионерным решением. Т.к. каждый трос натягивался по отдельности,  не было возможности сделать  их спиральную свивку, поэтому в каждом кабеле 19 тросов уложены параллельно и скреплены хомутами, к которым  на вертикальных тросах подвешено полотно моста. Каждый кабель был способен выдержать нагрузку 12 000 т.

 
Фрагмент кабеля моста
                                             
Для дополнительной защиты кабелей от коррозии они на всем протяжении плотно обмотаны свинцовой проволокой. Навивка проволоки делалась вручную на висящих кабелях со специальной тележки. Это одна из множества технологических находок  В. Роблинга. По сходной технологии  фирмой «Роблинг и сын» изготовлялись несущие кабели для знаменитого подвесного моста Golden Gate в  Сан Франциско. Их параметры потрясают – диаметр кабеля 1350мм, количество образующих его прядей 61 и число проволочек 27572.
Но даже в те времена, в столь ответственном деле,  не обошлось без коррупции. Поставщик тросов компания J. Lloyd Haigh Company поставила  некачественные тросы с меньшей несущей способностью.

 
Навеска тросов и формирование кабеля
Первоначально Роблинг закладывал 6-кратный запас прочности тросов. В дальнейшем поставщики были заменены. Но часть тросов заменить было уже невозможно. Частично компенсация была сделана за счет увеличения числа проволочек  на 150 в каждом кабеле, но тем не менее запас прочности был снижен с 6 до 4, что было признано достаточным. Для компенсации дополнительно В. Роблинг ввел диагональные тросы, которые соединяли полотно моста с вершиной башен. Впоследствии это было признано излишним, но из-за уникального дизайна моста  решено было сохранить.
Прошедшие 130 лет подтвердили правоту Роблинга. Сам Дж Л. Хей был осужден за свои мошеннические действия и за неудовлетворительное качество стальных тросов, и был заключен в тюрьму в 1880 году.
            
Катушка с кабелем

Интересен способ заякорения кабелей на берегах Ист-Ривер. Каждый трос соединялся с концевым звеном огромной чугунной  цепи, закреплявшейся в грунте берега бетонными и гранитными блоками, которые должны были выдержать огромное натяжение кабелей, несущих  суммарную нагрузку от моста.


          Строительство
После того как В. Роблинга полностью поразил паралич, казалось, что мост мистическим образом  не давался его последователям. Старший Роблинг был мертв, а младший,  парализованный и глухой,  мог только наблюдать за стройкой из своей спальни в бинокль. Но ум его был ясным и способным руководить. Вся оперативная работа по руководству строительством перешла в третьи руки, но осталась в семье Роблингов. За это взялась жена Вашингтона – Эмили. Они поженились в 1865году. Эмили была дочерью генерала Уорена,  у которого В. Роблинг служил в войну. Эмили разделила увлечение мужа в области строительства, и под его руководством получила хорошее образование по части  мостостроения, и вполне разделяла его планы и мечты. Когда муж заболел, она постоянно была на стройке, передавала инструкции Роблинга, встречалась с нужными людьми, принимала самостоятельные решения. Она делала это так успешно и уверенно, что ее признали в качестве нового босса. Но спустя 10 лет, когда было завершено строительство башен и навеска кабелей, наступил кризис. Это случилось из-за постоянных скандалов с качеством тросов, перерасходом средств, задержкой строительства полотна моста из-за недопоставок. Публика стала проявлять нетерпение и недовольство. Мотивируя тем, что В. Роблинг из-за инвалидности почти 10 лет не появлялся на стройке, попечительский совет решил поменять руководство. Когда Американское общество гражданских инженеров заявило о необходимости замены Роблинга, Эмили выступила со страстной речью перед комитетом инженеров. Её речь в защиту мужа была столь убедительной, что Вашингтона оставили на должности руководителя строительства, а Эмили осталась его помощником.                                                                                                                       Строительство продолжалось до 1883г. Джон Роблинг планировал, что строительство уложится в 5 лет. Но, как это обычно бывает, жизнь существенно подправила его.

Открытие моста

Мост был торжественно открыт 22 мая 1883 года, через 13 лет тяжелейшего труда всех участников строительства. Из них 11 лет ответственной за стройку фактически была Эмили. Поэтому она по праву была первой среди тех, кто вместе с президентом Артуром Честером  верхом, впереди огромной толпы, проехала по мосту. А через два дня мост был открыт для движения. Этот день совпал с днем рождения королевы Виктории. Ирландско-американские патриоты, не желавшие иметь что-либо общее с Англией, (их называли «динамитные патриоты») грозились взорвать мост. Это прибавило нервозности, но ничего не случилось. В этот день, отмеченный большим фейерверком, по мосту проехало 1800 автомобилей и прошло 150 300 пешеходов. Восхищенная толпа во главе с мэром Бруклина подошла к дому Роблингов, приветствовала Вашингтона, сидящего на балконе, и Эмили…
А через неделю, 30 мая, случилось несчастье. Как часто бывает, множество скептиков и завистников  распускали в печати слухи о ненадежности моста. И в этот день люди, идущие по мосту, немного нервничали. Действительно, ажурная и легкая конструкция моста, висевшая над водой на огромной высоте, могла казаться ненадежной. И вот в какой-то момент…где-то что-то щелкнуло, и одна женщина споткнулась. К несчастью, рядом оказался паникер,  который закричал «мост рушится!». Началась паника и давка. В этом хаосе 12 человек были раздавлены насмерть, а 30 получили ранения. 
Жители города никак не могли привыкнуть к необычному подвесному сооружению, и еще несколько раз на мосту возникала паника. И тогда власти, спасая репутацию моста, решились на оригинальный ход. Они обратились к руководству цирка «Барнум  и Бейли», который пользовался невероятной популярностью в городе, с просьбой устроить парад через мост. И вот через год после открытия моста  Барнум вывел на массовое шествие из Бруклина в Манхэттэн  всех животных цирка.
Во главе колонны – 21 слон, затем шли 17 верблюдов, и замыкал шествие любимец публики – слон Джамбо высотой 3,5 метра и весом 5,5 тонн. Десять тысяч людей пришли посмотреть это удивительное шествие, которое, наконец, убедило всех в безопасности моста.
С этого момента мост зажил своей жизнью. Первоначально была установлена плата для пешеходов – 1 цент, за лошадь –5 центов, а за лошадь с каретой – 10 центов. Даже для коровы и овцы был установлен тариф  – 10 центов. По центральным полосам моста ходил трамвай с 300-сильным паровым двигателем.  Проезд в течение 5 минут стоил 5 центов.
Сейчас для пешеходов и велосипедистов сделали центральную приподнятую часть, две боковые 3-полосные дороги обслуживают легковые автомобили. Мост по-прежнему остается основной артерией, которая связывает Бруклин и Манхэттен. Ежедневно по мосту проезжает 150 000 машин. Грузовое движение запрещено. В свое время мост по длине (1825 м) в два раза превосходил самый большой из существующих мостов в мире. Президент А. Честер на открытии моста эмоционально назвал его восьмым чудом света. Профессионализм этого проекта подтверждается тем, что он ни разу не претерпел аварии. Аналогичные подвесные мосты того времени часто разрушались от ветровой нагрузки и коррозии.
Мост выдержал еще одну трудную проверку 11 сентября 2001года. Тогда после страшного теракта сотни тысяч людей прошли из Манхэттена в Бруклин, заняв даже полосу автомобильного движения. Все движение было остановлено,  люди в ужасе бежали от рушившихся башен-близнецов.
Мост реконструировали с 1944 по 1954 годы. Тогда были усилены металлоконструкции, удалены железнодорожные пути и переделаны подъезды.                                                                                                                                                   
Заякорение кабелей
Семья Роблингов внесла огромный вклад в свершение этого технического чуда, пожертвовав здоровьем и даже жизнью. Как сложилась в дальнейшем их жизнь? 
Эмили прожила  счастливую и насыщенную жизнь. Она встречалась с королевой Викторией, присутствовала при коронации  царя Николая II, оказывала помощь во время испано-американской войны 1898г. и даже получила юридическую степень Нью-Йоркского университета. При этом она еще воспитала двоих детей. Умерла Эмили намного раньше больного Вашингтона: от рака желудка, в 1903г.
Заякорение кабелей

Что касается ее мужа Вашингтона, то после окончания строительства он зажил спокойной размеренной жизнью пенсионера. Главным его увлечением стало собирание коллекции минералов. После его смерти огромная коллекция в 16 000 образцов была передана в Смитсоновский институт.  После смерти Эмили он через несколько лет женился на Корнелии  Фэрроу, чей возраст был близок к возрасту его сына Джона. Она помогла ему справиться с депрессией. Его  угнетало, что его постоянно путали с его отцом, и он не мог выйти из его тени. Он писал, что многие считали, что это он умер в 1869г. Он воспрял, когда в 1921году вновь возглавил компанию «Роблинг и сын», основанную его отцом и ставшую со временем крупнейшей в мире по производству проволоки и канатов, и успел сделать много для ее модернизации. Он умер в 1926 году, после того, как был прикован к постели в течение двух месяцев. Потомки  воздали должное этой семье в 1951году, установив мемориальную  доску  на Бруклинской башне моста.
Примечательно, что сравнительно недавно, в 2006 году, в одной из структур моста с манхэттенской стороны, рабочие во время проверочных работ обнаружили бункер, полный предметов, которые должны были помочь пережить ядерную войну: коробки медицинских препаратов, кучу одеял, канистры с водой и 300 000 упаковок крекеров и  средства для защиты от радиации. Все это датируется 1957 и 1962 годами, в разгар холодной войны. Забавно, что башня моста считалась тогда надежным  местом для создания убежища. Такова, наверное, была репутация надежности конструкции…
Мост действительно воплотил в себе индустриальный  и инженерный прорыв XIX века и чуть ли не религиозную веру в силу технического прогресса, его способность решить все проблемы человечества.
John Au­gus­tus Roeb­ling

Вашингтон Роблинг
Эмили Роблинг
Если у вас будет возможность, пройдитесь по Бруклинскому мосту! Послушайте непрерывный шелест бесконечного потока машин, посмотрите на далекий силуэт Lady Liberty, снующие под мостом катера… А в небе, как мухи,  вертолеты, бывшие заброшенные причалы, превращенные в парки и прогулочные зоны. Не может быть, чтобы вы не почувствовали царящий здесь дух Америки, не восхитились этой страной – ее энергией, предприимчивостью, изобретательностью, творческим размахом и вкладом эмигрантов в американское чудо – ведь Роблинги были эмигрантами в первом поколении.
Если вдуматься, Роблинги совершили чудо, создав и доведя до  блестящего завершения этот, по тем временам, мегапроект. Здесь все, от начала до конца – новые, фактически пионерные идеи: разработка грунта и возведение фундамента кессонным способом, конструкция подвесного моста невиданных до тех пор размеров, способ изготовления несущих кабелей. И вся разработка фактически выполнена одной семьей, отцом и сыном. На них лежала вся огромная ответственность за успешность проекта и его будущую безопасность, которую нельзя было размазать на коллективы  научно-исследовательских институтов и соисполнителей. Поистине мужество и фанатичная преданность этих людей своей работе восхищает!




Немає коментарів:

Дописати коментар