середу, 8 лютого 2017 р.

85 лет – верность традициям
и устремленность в будущее
В этом мире  добивается успеха
 только тот, кто ищет нужных
                                                                                                                             ему условий и, если не находит,
создает их сам.
Бернард Шоу.

Янов Леонид Иванович



В нынешнем году исполняется 85 лет Харьковскому заводу подъемно-транспортного оборудования. В этом же году свой  юбилей отметило молодое государство Украина – 25 лет. Можно смело сказать, что и стране, и многим отечественным  предприятиям завод преподносит своеобразные  уроки мудрости и пример для подражания – умение выжить в тяжелейших экономических условиях, не прячась за объективные трудности.


 Мудрость состоит в верности добрым традициям и преемственности накопленного опыта, а пример для подражания в нацеленности на успех и устремленности в будущее.
Начиная с собственного рождения в 1931 году, завод постоянно решал стратегически важную задачу – уменьшение импортной зависимости страны в  области подъемно-транспортного оборудования. Эта задача стала еще актуальней во времена послевоенной разрухи после окончания Второй мировой, когда была уничтожена треть национального богатства страны. Актуальна эта задача и сегодня.
Завод ежегодно наращивал объемы производства, но к середине 70-х годов прошлого столетия стал резко ощущаться дефицит производственных площадей. К этому времени выпуск мостовых кранов составил 47% от общего объема производства, козловых кранов типа ККС-10  – 27%, талей электрических грузоподъемностью 5 и 10 тонн – 23%, монорельсовый транспорт – 3%. В натуральном выражении необходимо было выпускать ежемесячно 500 штук электроталей, 1500 приводных тележек, 23-25 единиц мостовых и 27 – козловых кранов. В этот период коллектив завода возглавил Алексей Александрович Сумцов – талантливый организатор производства, впитавший все лучшие традиции гиганта машиностроения – «Харьковского турбинного завода», на котором он начинал свой трудовой путь от мастера до заместителя директора по производству. Он сразу обратил внимание на низкую конкурентную способность продукции завода: тали электрические по массе были в 1,7 раза выше аналогичных европейских марок машин, а по ресурсу уступали вдвое. Выпускаемые козловые краны имели ограниченные технологические параметры, что не давало потребителям возможность использовать краны для работы с грейфером или магнитной шайбой. Но главное – основная продукция завода (мостовые краны) выпускалась без учета требований потребителя. Перед заводом стояла задача: разработать стратегию развития завода на ближайшие 15-20 лет. Были выбраны такие направления:
-       переход на выпуск электроталей с планетарным редуктором с ресурсом не ниже лучших европейски аналогов;
-       освоение выпуска нового типа козловых кранов г/п 12,5 т с возможностью их эксплуатации с грейфером и магнитной шайбой;
-       доведение выпуска специальных кранов мостового типа с 7% до 80% для обеспечения потребностей народного хозяйства, в первую очередь, для предприятий горно-металлургического комплекса.
По инициативе А.А. Сумцова было принято постановление правительства о выпуске мостовых кранов на ХЗПТО с повышенной монтажной готовностью, создание на территории завода филиала головного института ВНИИТПМАША для разработки проектов новых образцов специальных кранов. Для отработки конструкций новых типов электроталей был создан испытательный автоматизированный стенд для проведения ресурсных и периодических испытаний. Согласно выбранным направлениям началась реконструкция кранового цеха с установкой современных плазморезательных машин с ЧПУ и установки оборудования механизированного технологического комплекса для раскроя металлов. Начаты работы по подготовке к реконструкции рабочих мест для изготовления главных балок. Уже в 1978 году был изготовлен опытный образец козлового крана трубчатой конструкции г/п – 12,5 т, который установлен на складе заготовок и поковок для работы с магнитной шайбой. Вместе с тем, в ходе эксплуатации этого крана был выявлен ряд конструктивных недостатков, главный из которых – невозможность серийного изготовления такого типа кранов на существующих производственных площадях.
В апреле 1979 года состоялся судьбоносный научно-технический совет с привлечением ряда научно-исследовательских организаций и проектных институтов, на котором были утверждены все предложения заводчан. Уже в 1979 году за счет изготовления кранов повышенной монтажной готовности, объем производства продукции (в стоимостном выражении) возрос на 12%. Начат выпуск новых специальных кранов: во взрывобезопасном исполнении г/п – 12,5 т, грейферных кранов г/п – 16 т, для работы в весьма тяжелом режиме, магнитно-грейферных г/п – 30 т, изготовлена серия кранов в исполнении «ХЛ» для эксплуатации в условиях Крайнего Севера при температуре минус 60о С. Именно в этот период перед коллективом конструкторов и технологов завода была поставлена задача разработать новый козловой кран трубчато-решетчатой конструкции, позволяющей производить изготовление металлоконструкций без контрольной сборки моста в целом на заводе. К сожалению, быстро прогрессирующее заболевание и внезапная смерть прервали творческие замыслы А.А. Сумцова, но преемственность его начинаний  сохранили все последующие руководители завода.
Для достижения назначенных целей требовалось привлечение и закрепление на предприятии высококвалифицированных кадров, поэтому новый директор завода Михаил Александрович Тихонов целенаправленно начинает проводить работу по строительству жилья для тружеников завода. Одновременно производится строительство трех детсадов, баз отдыха на водохранилище Красного Оскола и на Черноморском побережье в Гантиади. Для обеспечения круглосуточного горячего питания вводится в эксплуатацию две новых столовых. Практически к началу 90-х годов был завершен I этап технического перевооружения производственных мощностей; это позволило уже в 1991 году поставить на серийное производство козловой кран трубчато-решетчатой конструкции, не имеющий аналогов в мировой практике.
С 1988 года, когда неминуемый развал государства уже явственно ощущался, завод возглавлял Леонид Иванович Янов. Ему выпало руководить предприятием свыше четверти срока существования производства. На заводе методично  наращивали мощности, системно обновляли  и увеличивали объемы выпускаемой (и реализованной) продукции.  Молодое независимое государство крайне нуждалось в привлечении инвестиций. Правительство Украины стимулирует создание совместных предприятий для привлечения иностранных капиталов. Вводится льготное налогообложение (с нулевой ставкой на прибыль) на пять лет для совместных предприятий с иностранным капиталом.
К этому времени на ХЗПТО был накоплен опыт совместного сотрудничества при освоении новых видов продукции. Так, в 1992 году совместно с фирмой «KONE» был освоен выпуск восьмиопорных кранов с пониженной строительной высотой, грузоподъемностью 50т. При постановке на производство талей с планетарным редуктором был привлечен ряд предприятий для создания полугодового задела сборочных узлов, чтобы без снижения выпуска объемов электроталей заменить три поточных специализированных линии под выпуск новой продукции. На заводе решили воспользоваться открывающейся возможностью для обеспечения финансовой стабильности предприятия: создается совместное Украинско-Венгерское предприятие с электротехнической компанией «ЭВИГ». К середине 90-х удалось полностью обновить  всю продукцию, что дало  возможность во время кризиса сохранить коллектив завода. В дальнейшем, когда возникла необходимость привлечения новых проектно-конструкторских и  производственных мощностей, была создана научно-производственная корпорация «Интерподъемтрансмаш». Создание корпорации  позволяло  в тот период достичь многих целей. К примеру, осуществлять решения общих производственных задач и функций представительства головного предприятия и предприятий-смежников; использовать в общих интересах производственного и испытательного оборудования, средств измерений и контроля, экспертно-исследовательских мощностей; привлекать общие оборотные средства для исполнения подряда;
ввести единые принципы организации обеспечения и контроля качества.
Ныне завод возглавляет  воспитанник Харьковского авиационного завода Павел Викторович Москаленко, перед  которым стала двуединая задача: сохраняя лучшие традиции отечественного машиностроения, включить завод в кластер европейских производителей подъемно-транспортного оборудования. Для молодого директора евроинтеграция – это прежде всего вектор внутренних изменений, то есть «Европа внутри завода». Надо при этом говорить не о многовекторном развитии, а о координатах вектора развития. На заводе эти координаты были определены следующим образом:
- ответственность и надежность как поставщика;
- компьютеризация в разработке конструкторской документации, упаковочной документации,  расчетах и т.д.;
- динамика развития, в том числе замена парка на современное оборудование с широкой степенью универсальности и модернизация эффективных видов оборудования путем установки современных приводов и систем управления;
- развитие заводской и отраслевой науки, воплощенной в заводских рекомендациях  по эксплуатации и диагностике выпускаемой продукции;
- агрессивный маркетинг, который в условиях глобализации стал постоянно действующим производственным и домашним заданием многих специалистов  ХЗПТО;
- социальная защита, направленная на то, чтобы предприятие для работников было не только источником существования, но и центром притяжения;
- обеспечение качества не только на стадии производства, но и во внедрении процедуры управления несоответствия, в том числе корректирующих и предупреждающих действиях в случае предъявления рекламаций или несоответствий.
По существу, эти координаты обозначили предел невидимого барьера, обусловленного структурной, организационной, правовой отсталостью отечественной экономики от международных норм. Преимущества, получаемые в результате евроинтеграционной модернизации украинской регуляторной и правовой систем, завод стремится реализовать как  на ранее освоенных, так и на новых рынках – таких стран как Казахстан, Болгария, Венгрия, Монголия, Китай, Вьетнам, Индия и др.  Для завода интересны не только азиатские рынки, но и африканские, где тренды развития  демонстрируют большой потенциал. В среднесрочном периоде предприятие старается  обращать  внимание  на страны, в которых пока сохраняются сравнительно невысокая требовательность потребителей и преимущественно ценовые факторы конкурентной борьбы. Перспективно сотрудничество и со странами, технологическая система которых сформировалась в бывшем ареале советского влияния, и которые сегодня нуждаются в ее модернизации. Здесь завод готов продемонстрировать собственные достижения в  широком спектре.
Сегодня завод успешно  выполняет первоочередную задачу – восстановление экспортной динамики и  экономический рост, которые станут «стартовой площадкой» для необходимой структурной модернизации всей страны. Особо хочется отметить, что  завод вышел на старт подготовки к своему  столетнему юбилею, взяв за основу девиз  Джорджа Бернарда Шоу:  «В этом мире  добивается успеха только тот, кто ищет нужных ему  условий и, если не находит, создает их сам».
Безусловно, носителем традиций является коллектив завода, его  ветераны, его семейные династии, его молодежь. Но особого внимания заслуживают те, кто эти традиции закладывал, развивал и обновлял. Это руководители завода, каждый из которых достоин поименного упоминания: Лакомый И.М., Романовский Ф.Ф., Григорьев, Литвинов В.Ф., Евсюков И.Т., Шарый В.М., Бондарев А.Л., Сумцов А.А., Тихонов М.А., Головко В.А., Янов Л.И., Москаленко П.В.
Научно-техническая ассоциация «Подъемные сооружения» и редакционная коллегия журнала «Подъемные сооружения. Специальная техника» сердечно поздравляют коллектив Харьковского завода  подъемно-транспортного оборудования с 85-летием и желают  всем работникам  и ветеранам здоровья, успехов в жизни, стабильности  и творческого вдохновения в труде.





Немає коментарів:

Дописати коментар