В Украине взялись за дороги. Перефразируя известное выражение о плохих
дорогах и не очень умных людях, можно надеяться, что с появлением
хороших дорог появится больше умных людей. Эта надежда выражает не
только благие пожелания, но и зиждется на понимании необходимости
обновления транзитного потенциала в контексте повышения
конкурентоспособности Украины на международном рынке транспортных услуг.
Авторы - Н.Н.АНДРИЕНКО, профессор, председатель правления НТА «Подъемные сооружения» и С.Я.ПОЛНАРЕВ, ответственный секретарь НТА «Подъемные сооружения», г. Одесса
В своем интервью журналу «Порты Украины» начальник
департамента стратегического развития дорожного рынка и автоперевозок Мининфраструктуры
Роман Хиль заявил: «Спецтехника нужна, и её можно взять в аренду у европейцев,
а можно выкупить у них б/у технику, 5-10 летнюю. В Европе используются уже
более современные технологии, и технику предыдущего поколения, но в очень
хорошем состоянии, там готовы продавать с большим дисконтом». Хотел того или не хотел главный
стратег отрасли, но своим заявлением он достаточно рельефно подчеркнул «українську меншовартість».
У машиностроителей Украины, в том числе специалистов
строительного и дорожного машиностроения, возникает вопрос: почему нельзя
купить в Европе современные технологии и дать конкретные технические задания по
их реализации украинским предприятиям? Ответ на этот вопрос можно найти в
достаточно тонком анализе одесского экономиста Алексея Котлубая о причинах
плачевного состояния украинских черноморских портов - не менее важной составляющей отечественной
инфраструктуры, чем дороги [2]. Дело в том, что инвестирование в развитие
портов проводилось и ныне проводится в интересах продвижения через порты на
товарные рынки собственной продукции
инвестора, для которого выгода была исключительно в сфере товарного
обращения. Другие интересы, в том числе государственные, попросту игнорируются.
Инвестора интересуют только конкретные причалы. Вне поля зрения его интересов
остаются вопросы износа основных производственных фондов, активная часть
которых, в большинстве своем - крановое хозяйство, отработало уже все возможные
сроки; недостаточные глубины и длины причалов, до 30% которых подлежат
капитальному или профилактическому ремонту. Инвестора не интересует 5 км
волноломов и ограждающих молов, находящихся в аварийном состоянии. Повышение
рыночной привлекательности портов легло на плечи государства, которое не имеет
ни промышленной, ни строительной стратеги. Из-за такой недальновидной политики
строительная и машиностроительная отрасли Украины пришли к полной деградации.
Опасаясь неминуемого банкротства из-за дефицитов заказов в
родной стране, строительные компании
массово готовятся выполнять заказы за рубежом, исчезая с карты Украины.
Точно так же исчезают с карты Украины предприятия строительного и дорожного
машиностроения.
Естественно, что «Укравтодор» продвигает на товарные рынки
свою продукцию – грузопотоки и перевозки. Но Минрегионразвития и
Мининфраструктуры, как органы
исполнительной власти, не вправе забывать о том, что повышение импорта в
сфере машиностроения на 1% ведет к потере 10000 рабочих мест. Мысли о колесном
транспорте невольно или закономерно приводят к интервью профессора А.С.
Гальчинского «Украинское колесо в стратегии – это то, чего нам все время не
хватает» [3].
Анатолий Степанович Гальчинский – бывший советник Президента
Украины Л.Д. Кучмы (1994-2004 гг.), бывший директор национального Института
стратегических исследований – прекрасно
ориентируется в проблемах и причинах экономического кризиса в Украине,
некоторые из которых напрямую связаны с вопросами данной статьи.
В одной из своих статей последнего времени А.С. Гальчинский
отмечает: «Не идеализирую промышленную политику прошлого, но на ее основе мы
смогли сохранить ядро высокотехнологичного производства» [4]. Сегодня это ядро
расщепляется, в результате чего возникает цепная реакция рисков и угроз экономической
безопасности Украины в 2015-2016 гг., в том числе:
- сворачивание промышленного производства;
- снижение экономической активности;
- ухудшение благосостояния населения и рост уровня
безработицы и т.д. [5].
Способствует ли решению этих проблем призыв покупать б/у технику
за рубежом при пока еще наличии
собственного промышленного потенциала? Ответ
очевиден.
Исповедуя неолиберализм, руководство государства уходит от
проблемы загрузки собственных предприятий. Если Мининфраструктуры опубликовало онлайн-карту
ремонта и строительства украинских мостов
и дорог, то почему нельзя спланировать загрузку отечественных предприятий
строительного и дорожного машиностроения?
Сумело же Мининфраструктуры подсчитать, что для магистрали трассы
Одесса- Рени необходимо построить заново шесть
километров дороги, 263 км нуждаются в капитальном ремонте и еще 28 км –
в текущем. Общая стоимость работ составит более 4,5 млрд гривен. Очевидно, что
можно в масштабах страны ставить также вопрос о квотировании импорта строительной и
дорожной техники. Открытым остается вопрос
о целесообразности привлечения к строительству трассы Одесса-Рени компаний
из Турции, Азербайджана и Италии. Уже стало общим местом отсутствие
стратегических национальных приоритетов прикрывать зависимостью от рекомендаций
МВФ. В указанном интервью профессор А.С. Гальчинский выражает обеспокоенность
тем, что «НБУ и наш Минфин под кураторством премьера фактически превратились в
безропотные функциональные подструктуры фонда (МВФ). Этого раньше не было… МВФ
и сейчас тупо придерживается принципов неолиберализма и рыночного
фундаментализма, хотя реалии сегодняшнего дня демонстрируют их неадекватность.
Мы должны понимать, что соответствующие инструменты неолиберализма теряют свою
действенность. Кризис неолиберальной модели экономики – это сегодня объективная реальность, и мы не имеем права в
своих стратегических построениях не
учитывать этого». Ссылаясь на собственный опыт работы с МВФ, А.С. Гальчинский
настаивает на необходимости должной аргументации со стороны руководящих страной
чиновников в части корректности требований (рекомендаций) фонда.
Важным положением интервью А.С. Гальчинского является
обсуждение польского евроинтеграционного опыта. Для украинских специалистов строительного и дорожного
машиностроения польский опыт важен также еще по двум причинам:
- имелся опыт гармонизации технологических и
производственных процессов в производстве польско-украинских подъемных кранов
на спецшасси автомобильного типа;
- в Польше некогда был популярен лозунг «Польским дорогам - польскую
технику!»
Польский, а вместе с ним украинский потенциал строительного
и дорожного машиностроения мог и должен был быть интегрирован в уже
сформировавшееся ранее ядро евроэкономики, что требовало осуществления конструктивной промышленной политики. Она отсутствовала. Сегодня польское
и, в перспективе. украинское строительное и дорожное машиностроение стало
периферийной структурой в экономическом комплексе ЕС. Появился, по словам А.С.
Гальчинского, собирательный образ польского сантехника с университетским дипломом. В Украине
вырисовывается иной собирательный образ
работающих за рубежом: то ли строитель, то ли гувернантка, то ли посудомойка, то ли вахтер или вахтерша, то ли
стриптизерша.
При этом украинские дороги будут строиться чужими руками и
чужой техникой.
Литература
- «Відновлення транзитного потенціалу в контексті підвищення конкурентоспроможності України на міжнародному ринку транспортних послуг». Аналітична записка. Режим доступу: http://www.niss.gov.ua.
- Котлубай А.М. «Приватизация в портовом комплексе по-украински». Газета «Окна» №20 (469), 3 ноября 2015 г.
- Анатолий Гальчинский: «Украинское колесо в стратегии – это то, чего нам все время не хватает». «Зеркало недели» №41 (237) от 31.10.2015 г.
- Анатолій Гальчинский: «ЕС – за пределами тупой апологетики». «Зеркало недели» №33 (229) от 12.09.2015 г.
- Ризики та загрози економічній безпеці України у 2015-2016 рр. та механізми їх мінімізації. Режим доступу: http://www.niss.gov.ua.
Немає коментарів:
Дописати коментар