Журнал в журнале
"О лифтах и лифтовиках"
Кластерный подход – основа устойчивого развития лифтовой инфраструктуры Украины
Кирвас Ю.А.,
директор ООО
"Институт устойчивой энергии и технологий",
председатель правления общественной организации
«Одесский Региональный Энергетический Кластер"
Юлия Кирвас - участник международных проектов «Украинские кластеры
возобновляемой энергии – реальный инструмент развития и эффективного
сотрудничества малых и средних предприятий» и «Школа Кластерных Инициатив
Киево-Могилянской Бизнес Школы»
|
Концепция кластеров как
нового способа организации региональной экономики впервые была предложена
американским экономистом Майклом Портером в 1990 году в масштабном труде,
посвященном исследованию конкуренции. Согласно определению Портера «кластеры -
это сконцентрированные по географическому признаку группы взаимосвязанных
компаний, специализированных поставщиков, поставщиков услуг, фирм в
соответствующих отраслях, а также связанных с их деятельностью организаций
(например, университетов, агентств по стандартизации, торговых объединений) в
определенных областях, конкурирующих, но вместе с тем ведущих совместную
работу». Наиболее ярким примером технологического кластера является
«Силиконовая Долина» в Калифорнии – сосредоточение более 7 000 компаний.
В
дальнейшем исследования феномена кластеризации были продолжены, и в настоящее
время активным популяризатором и исследователем кластеров является один из
влиятельнейших экономистов Ифор Ффоукс-Вильямс – основатель The Competitiveness
Institute (TCI) (Институт конкурентоспособности). Это международная
неправительственная организация, объединяющая экспертов в сфере
конкурентоспособности. Украину в TCI представляет Киево-Могилянская Бизнес
Школа (kmbs),
по инициативе которой в начале 2017 года был начат проект «Школа Кластерных
Инициатив». В рамках проекта проводится обучение более 100 украинских
специалистов из разных сфер деятельности (от производства органических
продуктов до IT-сферы
и энергетики).
В
основе эффективного кластера всегда находится «тройная спираль» - так в мировой
экономике обозначают сотрудничество власти (общества), бизнеса и науки
(образования). Основными отличиями кластеров от государственных
органов и бизнес-ассоциаций являются:
- отсутствие необходимости формальной
организации и регистрации;
- объединение участников только на
основе взаимной заинтересованности и доверия;
- членами кластера являются не только
коммерческие компании, выпускающие схожие продукты, но и общественные объединения,
исследовательские центры, учебные заведения, консалтинговые агентства и другие
организации, участвующие в создании добавочной стоимости конечного продукта
кластера.
Концепція кластерів надзвичайно важлива – коли ти об'єднуєш групу людей,об'єднуєш індустрії, а також університети навколо цих конкретних індустрій.Тоді взаємодія цих синергій спроможна породити ціле, яке більше ніж сума частин.
Президент Барак Обама
Для определения типа взаимоотношений
между участниками кластера экономистами был предложен новый термин
«конкуперация» - сочетание «конкуренции» и «кооперации». Кластеры не могут
создаваться «по распоряжению», их зарождение – это естественный процесс,
обусловленный многими факторами – наличием (или отсутствием) человеческих и
природных ресурсов, научно-информационным потенциалом региона, доступом к
финансированию и инфраструктуре, условиями внутреннего и внешнего спроса,
смежными и обслуживающими отраслями (сырье, полуфабрикаты, оборудование,
технологии), государственной экономической политикой. В мировой практике
инициаторами создания кластеров обычно являются производители конечной
продукции.
В
данное время в украинском законодательстве отсутствует как определение понятия
«кластер», так и механизмы их стимулирования, однако большое количество
программ Европейского Союза направлены на организационно-финансовую поддержку
кластеров, особенно на начальном этапе их формирования.
Киево-Могилянской Бизнес Школой предложен алгоритм «12 шагов создания
кластера», который поэтапно описывает весь процесс – от инициации кластера до
его формализации. Для начала необходимо собрать и проанализировать информацию
об участниках рынка, продукции, емкости рынка, сопутствующих технологиях,
услугах и товарах. Особое внимание должно быть уделено «узким местам» и
проблемам. Затем проводятся стратегические сессии с участниками, вырабатывается
общее видение и структура кластера. Финальным этапом создания кластера является
его формализация-учреждение некоммерческой организации или подписание
меморандумов о присоединении к кластеру
Лифтовая сфера в Украине имеет все основания для
зарождения кластера. С одной стороны – уже существуют производственные
мощности, научные и образовательные учреждения, поставщики сопутствующих
товаров и услуг. С другой стороны – производители конкурируют между собой в
условиях недостаточного спроса на продукцию, образовательные программы не
согласуются с требованиями бизнеса, отсутствуют эффективные механизмы
финансирования и государственной поддержки. В таких условиях объединение
участников в «лифтовый кластер» может помочь в достижении эффекта синергии –
«один плюс один больше, чем два».
Немає коментарів:
Дописати коментар