середу, 30 березня 2016 р.

Как справиться с будущим



Н.Н.АНДРИЕНКО, профессор, председатель правления НТА «Подъемные сооружения»
В.Л.КОРЕНЬ, инженер, НТА «Подъемные сооружения», г. Одесса


Кто предупрежден, тот вооружен.
Сервантес
И жить торопится, и чувствовать спешит.
Кн. Вяземский

Содержание статьи интерпретирует идеи Элвина Тоффлера [1] и Ильи Романовича Пригожина [2] относительно подъемных сооружений Украины. Обращаем внимание на неслыханный темп, который характерен для нынешних культурных, технологических, политических изменений. Шок от этого темпа изменений зачастую приводит нас к онемению, застою, и это опасно. Эту опасность надо осознать и по возможности устранить. Надеемся, что наши предложения смогут помочь выжить подъемным сооружениям в новой реальности и предотвратить шок от будущего.
 
Все, к чему мы привыкли, стало совсем иным. Причем в рекордные сроки. Буквально ежесекундно увеличивается и обрушивается на нас лавина перемен. Мы ощущаем жизнь иначе, чем предшественники. Нарастание темпов перемен оказывает губительное воздействие на нашу психику, нарушает внутреннее равновесие, меняет образ мыслей.
Основная идея, изложенная в работах Тоффлера и Пригожина, заключается в том, что отчаяние - это не только грех, но оно и не обосновано. Если не предпринять разумных шагов по борьбе с шоком будущего, мы окажемся дезориентированными, все в возрастающей степени неспособными рационально реагировать на вызовы реальности.
В то время, когда в стране происходят крутые перемены, когда рушатся личные жизни и существующий социальный порядок, а фантастический новый стиль жизни маячит на горизонте, ставить самые большие вопросы относительно будущего – это проблема выживания, в частности, всех подъемных сооружений, без которых невозможна жизнь нашего общества.
Многие старые способы мышления, старые формулы, догмы и идеологии, несмотря на то, что в прошлом были очень полезны, должны быть пересмотрены, т.к. не соответствуют сегодняшним фактам. Читатели понимают, что никто – ни историк, ни футуролог, ни экономист, ни астролог, ни церковник – не знает и не может знать будущего. Мудрым китайцам приписывается поговорка: «Пророчествовать чрезвычайно трудно – особенно в отношении будущего».
Бесспорно, невозможно предвидеть в ближайшем и более отдаленном будущем конкретные контуры подъемных сооружений, изменения в методах экспертизы, реформы в обществе и надзорных органах, достижения науки и техники. Но надо быть готовым к быстротекущим изменениям во всех областях нашей жизни, выдержать и приспособиться ко все более усиливающему давлению событий, знаний, науки, техники, различного рода информации, избежать серьезных социальных и психологических последствий.
Уже стало избитой формой, что мы сейчас живем в период «второй промышленной революции». Все, что сейчас происходит, по всей видимости, больше, глубже и важнее, чем промышленная революция. Если технологию рассматривать как великий двигатель и мощный ускоритель, то знание следует рассматривать как его топливо. Френсис Бэкон говорил: «Знание – сила». Это можно перевести на область подъемных сооружений: «Знание – это перемены» – и ускоряющееся приобретение знаний означает ускорение преобразований при проектировании, изготовлении и эксплуатации подъемных сооружений. Это можно проиллюстрировать, хотя в весьма упрощенном виде, если представить для специалиста любого уровня, что в него вливается поток знаний и опыта. Этот поток состоит из бесчисленных «ситуаций». Чтобы адекватно реагировать на ускорение перемен в окружающем обществе, необходимо все время подпитывать этот поток новыми знаниями и опытом, своим и других специалистов. Такая подпитка должна осуществляться заочным обучением, конференциями, из печатных и электронных сообщений, широким использованием экспертных систем подъемных сооружений.
Считается, что неграмотным в будущем будет не тот человек, который не умеет читать, а тот, кто не научился учиться. Для установления и поддержания полезных контактов специалистов по подъемным сооружениям, для непрерывного образования будут созданы в интернете «Советы прошлого, настоящего и будущего подъемных сооружений». Такое общение будет способствовать преодолению трудностей, связанных с быстроменяющейся окружающей структурой общественных институтов.
Теории предсказания (прогнозирования) установили важное понятие горизонта предсказуемости для обозначения предельного времени предсказания. Берем на себя смелость утверждать, что в Украине горизонт ситуации с подъемными сооружениями составляет 12-15 лет. На этом горизонте не будут в Украине изготавливаться стреловые самоходные и башенные краны, т.к. нет заводов, нет кадров. Основная работа (кроме закупки новых и б.у. машин) будет направлена на поддержание в рабочем состоянии имеющихся кранов, их ремонт, реконструкцию и модернизацию.
В «Правила устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов» будет введено требование указания риска аварии после выполнения экспертного обследования крана, а в паспортах кранов будут указываться режимы нагружения крана и механизмов. Вахтенный журнал машиниста крана и журнал периодических осмотров будут в электронном виде, как составная часть бортового компьютера (ограничителя грузоподъемности).
Наиболее распространенные отклики на высокоскоростные перемены — это преувеличенное презрение к науке, полное отрицание всего нового (ничто не ново под луной), одержимость возвращением к ранее успешным шаблонам, которые в настоящее время неуместны, ностальгия по прошлому.
Следует отметить, что с годами наши биоритмы замедляются, поэтому кажется, что мир движется все быстрее.
Оценка ресурсных характеристик подъемных сооружений, выработавших установленный срок, базируется на том, что все системы работают, как хорошо идущие механические часы. В расчетах нет места случайностям и неопределенностям, не учитывается человеческий фактор как причина почти всех аварий и преждевременного выхода из строя элементов машины.
Жизнь подъемных сооружений рассматривается в существующих методах расчета остаточного ресурса для продления срока службы как замкнутая система, а ресурс определяется только характеристическим числом. В действительности жизнь подъемного сооружения – это открытая система, которая обменивается с внешней средой информацией, с обратными связями (осмотр, ремонт, модернизация и проч.). В далеко не равновесном состоянии подъемного сооружения (длительная эксплуатация, низкая квалификация персонала) очень слабые возмущения (несвоевременное обслуживание, не проведение инструктажа перед началом работы) могут привести к тяжелым последствиям. Подъемные сооружения - не только открытая система, но и самоорганизующаяся, потому что объекты хозяйственной деятельности ищут и находят выходы из весьма затруднительных ситуаций, не имея поддержки государства, а хаос перестал быть синонимом отсутствия порядка и обрел структуру – нашу действительность.
Надеемся, что не впадем в грех уныния и лени, реализуем приведенные ниже документы, которые основаны на предложениях в журнале «Подъемные сооружения. Специальная техника», достойно справимся с вызовами завтрашнего дня.
Вспомним, что Бернард Шоу сказал: «Оптимист придумал самолет, пессимист – парашют».

Регламенты
Регламент расследования аварии крана должен содержать:
− требования к образованию и составу комиссии по расследованию инцидента;
− перечень обязательных к рассмотрению документов;
− требования к осмотру места аварии;
− опрос лиц, причастных к аварии, и свидетелей аварии;
− фотографирование и составление эскизов места аварии и аварийного крана;
− предварительная оценка ущерба и затрат на устранение последствий;
− лабораторные анализы металла разрушенных конструкций;
− установление причин аварии;
− составление заключительного протокола.
Каждый этап расследования аварии должен заканчиваться протоколом по установленной форме.
Регламент мероприятий по предупреждению аварий должен содержать:
− выявление и четкое описание возможных опасностей на предприятии, связанных с эксплуатацией кранов;
− проверку квалификации персонала, обучение;
− организацию мониторинга риска эксплуатации кранов;
− обеспечение надлежащего контроля исполнения персоналом должностных инструкций;
− организацию безопасного производства работ кранами;
− обеспечение обязательных инструктажей перед началом смены;
− окончательный анализ причин и следствий аварии с оценкой прочности и устойчивости элементов крана, оценка состояния техники безопасности на момент аварии крана;
− оценку риска на момент аварии.
Регламент восстановления крана после аварии должен содержать:
− разработку плана восстановления крана;
− разработку технической документации ремонта и технологии ремонта;
− разработку и согласование технических условий на ремонт;
− составление ведомостей, необходимых для ремонта материалов и комплектующих;
− оценка затрат на ремонт;
− разработку правил входного контроля металла и комплектующих;
− разработку правил приемки после ремонта составных частей и крана в целом.

Регламент менеджмента риска подъемных сооружений
с оконченным сроком службы
Субъекты хозяйствования, которые эксплуатируют подъемные сооружения с законченным сроком службы, сталкиваются с внутренними и внешними факторами и взаимодействиями, которые порождают неопределенность в отношении обеспечения безопасности как самих подъемных сооружений, так и безопасности обслуживающего, ремонтного персонала, потребителей и окружающей среды.
Влияние такой неопределенности на цели субъекта хозяйствования и есть «риск», мера опасности.
Вся деятельность субъекта хозяйствования включает в себя риск. Субъект хозяйствования осуществляет риск-менеджмент состояния подъемных сооружений с законченным сроком службы с учетом человеческого фактора для уменьшения риска их эксплуатации до допустимого уровня.
Настоящий регламент подробно описывает этот систематический    и логический процесс и устанавливает принципы для эффективного менеджмента риска.
Регламент рекомендует объектам хозяйствования, эксплуатирующим подъемные сооружения с оконченным сроком службы, разработать, внедрить и постоянно улучшать инфраструктуру для интегрирования процесса менеджмента риска подъемных сооружений в общее управление, стратегию, планирование, отчетность, политику, ценности и культуру.
В настоящем регламенте используются оба выражения: «менеджмент риска» (“risk management”) и «управление риском» (“management risk”). В дальнейшем предпочтение отдается термину «управление риском».
Управление риском дает возможность субъекту хозяйствования:
- повышать возможность свести к минимуму риски обслуживающего и ремонтного персонала подъемных сооружений с оконченным сроком службы;
- поддерживать результативный менеджмент;
- осознавать необходимость идентификации и воздействия на риски по всему субъекту хозяйствования;
- улучшить идентификацию возможностей и угроз;
- отвечать соответствующим законодательным и нормативно-правовым актам;
-улучшать управление;
- укреплять доверие заинтересованных сторон;
- эффективно распределять и использовать ресурсы для воздействия на риск;
- повышать уровень безопасности, здоровья и защиты окружающей среды;
- сводить к минимуму потери;
- улучшить обучение в субъекте хозяйствования;
- повышать стабильность субъекта хозяйствования.
           
Принципы
В целях эффективного управления риском субъект хозяйствования должен на всех уровнях соответствовать нижеуказанным принципам:
а) риск-менеджмент создает и защищает ценность
Риск-менеджмент способствует обеспечению здоровья и безопасности персонала и содержанию подъемных сооружений в исправном состоянии, создает субъекту хозяйствования положительную репутацию;
б) риск-менеджмент является неотъемлемой частью всех организационных процессов
Риск-менеджмент подъемных сооружений с законченным сроком службы не является обособленной деятельностью, которая отделена от основной деятельности и процессов субъекта хозяйствования. Риск-менеджмент является неотъемлемой частью, органично связанной со стратегическим планированием субъекта хозяйствования (обновление техники, реконструкция, модернизация, ремонты, обучение персонала);
в) риск-менеджмент является частью процесса принятия решений
Риск-менеджмент помогает инженерам-механикам, инженерно-техническим работникам, ответственным за содержание подъемных сооружений в исправном состоянии, экспертам сделать обоснованный вывод при принятии решения о риске эксплуатации подъемных сооружений с законченным сроком службы;
г) риск-менеджмент явным образом связан с неопределенностью
Риск-менеджмент четко учитывает неопределенность, данную в самом определении: «риск-влияние неопределенности на цели». Количественные и качественные величины риска продолжения эксплуатации подъемных сооружений с оконченным сроком службы обрабатываются с использованием теории нечетких (расплывчатых) множеств и лингвистической переменной (человеческий фактор, словесная оценка состояния элементов подъемного сооружения);
д) риск-менеджмент является систематическим и своевременным
Риск-менеджмент способствует обеспечению эффективности использования подъемных сооружений, устойчивой и безопасной работе.
Позволяет получить надежные и сравнимые результаты экспертизы подъемных сооружений с законченным сроком службы, предупредить преждевременный выход из строя элементов подъемного сооружения и предупредить аварию;
е) риск-менеджмент основывается на наилучшей доступной информации
Входные данные для процесса риск-менеджмента основываются на опыте и знаниях экспертов, инженеров, машинистов кранов, работников Госгорпромнадзора, на результатах экспертного обследования и изучении истории работы подъемного сооружения за весь период эксплуатации; 
ж) риск-менеджмент является адаптируемым.
Риск-менеджмент должен соответствовать внешней и внутренней ситуации;
з) риск-менеджмент учитывает человеческие факторы.
Почти все аварии являются следствием человеческого фактора, поэтому при риск-менеджменте особенно важна оценка квалификации персонала и оценка соблюдения правил и инструкций;
и) риск-менеджмент является прозрачным и учитывает мнение заинтересованных сторон
Соответствующее и своевременное вовлечение руководителей субъекта хозяйствования, инженеров-механиков, экспертов, машинистов, работников Госгорпромнадзора гарантирует, что риск-менеджмент остается на надлежащем уровне и отвечает современным требованиям. Это позволяет указанным заинтересованным сторонам быть должным образом предоставленными и быть уверенными в том, что их мнение принимается во внимание в процессе оценки риска;
к) риск-менеджмент является динамичным и реагирующим на изменения
Риск-менеджмент непрерывно распознает изменения и реагирует на них. Как только происходит событие или ситуация, касающиеся подъемного сооружения с законченным сроком службы, или изменяются знания, осуществляются мониторинг и пересмотр рисков;
л) риск-менеджмент способствует постоянному улучшению организации
Объекты хозяйствования должны разрабатывать и применять стратегии совершенствования риск-менеджмента подъемных сооружений с законченным сроком службы.


Структура
Успех предупредительных мероприятий по сведению к минимуму риска аварий подъемных сооружений с законченным сроком службы напрямую зависит от эффективности структуры управления риском. Субъект хозяйствования должен делать акцент на постоянное улучшение менеджмента риска на основе мониторинга, корректирующих мероприятий, обмена опытом, обучения персонала.
После окончания срока службы подъемного сооружения определение риска его дальнейшей эксплуатации принимается на основании анализа риска по результатам обследования, выполненного экспертной организацией. Экспертиза и риск-анализ подъемного сооружения с законченным сроком службы должны выполняться с обязательным участием представителя хозяйствования. После реализации мероприятий по уменьшению риска до допустимого уровня мониторинг безопасной эксплуатации, технического состояния, содержание технической документации до следующей экспертизы подъемного сооружения выполняет персонал субъекта хозяйствования.
Цель мониторинга – сведение к минимуму риска эксплуатации подъемного сооружения за счет проведения своевременных корректирующих мероприятий.
Структура субъекта хозяйствования должна обеспечить все этапы управления риском:
- подбор группы исполнителей;
- экспертное обследование подъемного сооружения;
- анализ источников информации;
- анализ неопределенностей и полноты исходных данных;
- риск-анализ;
- обоснование приемлемого риска;
- выполнение мероприятий по уменьшению риска до допускаемого;
- мониторинг после выполнения мероприятий на основании рекомендаций риск-анализа.

Процесс
Процесс риск-менеджмента должен быть:
- неотъемлемой частью системы управления субъекта хозяйствования;
- частью культуры и практики субъекта хозяйствования;
- соответствовать бизнес-процессам субъекта хозяйствования.
Оценка риска может быть проведена с использованием методов, приведенных в стандарте ИСО/МЭК 31010:2009 с использованием нечетких множеств и лингвистической переменной.
Предлагаемая в настоящем регламенте методика оценки риска наиболее полно соответствует определению риска, как влиянию неопределенности при эксплуатации подъемных сооружений с законченным сроком службы на достижение цели – уменьшение риска с учетом технического состояния элементов подъемного сооружения и учетом человеческого фактора при эксплуатации.

Создание мобильных робототехнических комплексов (МРК)
МРК будет состоять из:
− стрелового самоходного крана (ССК), подготовленного для работы по ликвидации последствий ЧС;
− мобильных роботов (МР);
− самоходного или несамоходного шасси, на котором транспортируются МР, сменное и вспомогательное оборудование, энергетическая установка.
ССК и МРК предлагается использовать для выполнения различных работ при ликвидации последствий ЧС, в частности:
− проделывания проходов в завалах;
− расчистки и оборудованию рабочих площадок для работы спасательных подразделений;
− обрушения и закрепления неустойчивых элементов в разрушенных зданиях и сооружениях;
− эвакуации грузов и людей с верхних этажей зданий и сооружений, а также находящихся ниже поверхности земли;
− подачи грузов различного назначения для блокированных в разрушенных зданиях людей;
− доставки спасателей в люльках и на площадках в зону выполнения работ;
− разрезки арматуры и дробления блоков;
− разбора завалов взамен ручных операций;
− ликвидации последствий аварий на транспорте с выбросом (угрозой выброса) опасных веществ;
− зацепки опасно расположенных грузов;
− ведения работ в зоне затопления;
− аварийных работ на уклонах до 30°;
− ликвидации аварий на атомных и тепловых электростанциях;
− ликвидации аварий на арсеналах и складах боеприпасов;
− ликвидации последствий землетрясений и наводнений;
− ликвидации аварий на нефтехранилищах, нефте- и газопроводах.
Рекомендуются МР подразделить по грузоподъемности на:
− легкие, грузоподъемностью до 200 кг;
− средние, грузоподъемностью до 1200 кг;
− тяжелые, грузоподъемностью свыше 1200 кг.
Для передвижения МР для ликвидации последствий ЧС рекомендуется применять движители колесные, гусеничные или комбинированные.
Гусеничные МР могут быть на жесткой или шарнирно-сочлененной раме.
Колесные МР могут быть также на жесткой или шарнирно-сочлененной раме, с бескамерными шинами или с металлическими колесами.
Рекомендуется снабжать МР устройствами (ногами) для преодоления препятствий.
По назначению возможно разделение МР на транспортные и рабочие. Транспортные – для перемещения погруженных рабочими МР материалов или доставки к месту ЧС средств дезактивации. Рабочие МР оборудуются сменными манипуляторами, захватами, инструментом.
Любой МР должен состоять из следующих компонентов: передвижения, рабочих органов (манипуляторов с захватами и инструментом), источника энергии, средства восприятия внешней среды, своего состояния и средств передачи этих данных оператору для обратной управляющей связи.

                                           Использование кранов для МЧС
Экономически целесообразно проектирование и создание техники для ликвидации последствий ЧС вести с учетом принципа «двойного» применения. Т.е. одни и те же машины применяются для погрузочно-разгрузочных и строительно-монтажных работ, ремонта зданий и инженерных коммуникаций, благоустройства территорий и в ЖКХ. Эта же техника используется и при ликвидации последствий ЧС.
Такой подход позволит иметь постоянно в рабочем состоянии и в постоянной готовности в каждом регионе многочисленную и хорошо подготовленную группу для ликвидации последствий ЧС.
Кроме того, предварительная подготовка машин и их дооборудование, специальное обучение крановщиков, стропальщиков и ИТР повысят общий уровень обслуживания и увеличат безопасность эксплуатации кранов и другой строительной техники.
Персонал, получая краны после капремонта с восстановленным ресурсом, пройдя дополнительное обучение, приобретя практические навыки на тренировках в обычных условиях, будет действовать более уверено и квалифицировано при ликвидации последствий ЧС.

                  Грузозахватные приспособления и дополнительное оборудование
Инвентарный комплект грузозахватных приспособлений должен находиться на кране или на прицепе, буксируемый краном или тягачом, входящим в состав бригады по ликвидации ЧС или МРК.
Запас прочности грузозахватных приспособлений и стропов должен быть на 20% больше, чем при штатной работе. Рекомендуемый перечень дополнительного оборудования:
− люлька, платформа для подъема и перемещения людей в опасную зону;
− сварочный генератор;
− генератор переменного тока для освещения, привода инструмента, обогрева ликвидаторов;
− стропы различной конструкции и назначения;
− насос доя откачки воды из затопленных помещений;
− тяговая лебедка, устанавливаемая на кране;
− устройство повышения грузоподъемности;
− многочелюстной грейфер канатный или моторный;
− манипуляторное оборудование для разбора завалов;
− клещи для резки арматуры;
− гидромолот для разрушения плит;
− съемное ограждение кабины;
− подпятники под выносные опоры большей площади, чем штатные;
− переносной механизированный инструмент;
− комплект оборудования для спасения из колодцев;
− оборудование для вдавливания шпунтов.
Краны ЧС должны быть оборудованы дистанционным пультом управления. Рукоятки (кнопки), применяемые в выносном пульте, должны иметь устройства для самовозврата в нулевое положение.

Экспертные системы кранов
Экспертные системы инженера-крановщика
1.      Диагностирование и рекомендации по продлению срока службы кранов.
2.      Подготовка инструктивных указаний, правил по эксплуатации кранов.
3.      Выдача прогнозов, касающихся развития краностроения.
4.      Подготовка инструктивных указаний для машинного проектирования кранов.
5.      Подготовка указаний по предупреждению (уменьшению) числа аварий кранов.
6.      Подготовка инструктивных указаний по реконструкции и модернизации кранов.
7.      Подготовка инструктивных указаний по расследованию аварий.
8.      Подготовка инструктивных указаний по устранению неисправностей и поломок кранов.
9.      Выдача прогноза по живучести крана.


Пример упрощенной структуры экспертной системы
продления службы кранов

База знаний
Пополнение базы знаний
Инженер по знаниям
           
Риск-анализ

Ввод данных

Заключения, советы, объяснения
       
Лицо, принимающее решение

Расшифровка структуры экспертной системы
База знаний (библиотека): Правила устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов; методики экспертных обследований различных типов кранов; процентные распределения аварий по источникам аварий; механические характеристики металлов для металлоконструкций; рекомендованные сроки службы кранов; оценка прочности, трещиностойкости, аварий и преждевременного выхода из строя элементов различных типов кранов.
Пополнение базы знаний. Изменения в правилах, нормативных документах; новые прецеденты; новые материалы и системы управления.
Инженер по знаниям. Пополняем базу знаний (библиотеку) на основе интервью с ИТР, экспертами, крановщиками, инспекторами Госгорпромнадзора.
Ввод данных. Результаты предыдущего и настоящего экспертного обследования; сведения о ремонтах, сведения о режимах работы из аппаратуры регистрации параметров; результаты инструментального контроля, сведения из вахтенного журнала крановщика и журнала осмотров; сведения из паспорта; оценка результатов осмотра и изучения документов.
Риск-анализ. Подбор группы исполнителей. Определение скорости принадлежности к риску на основе предыдущего и настоящего экспертного обследования. Управление риском, оценивание риска с использованием аналогичных прецедентов.
Заключения. Советы. Объяснения. Оценка затрат на уменьшение риска. Сравнение различных альтернатив, затрат и времени на уменьшение риска аварий или выхода из строя элементов крана.
Есть предложение провести семинар по вопросам, поднятым в статье, в конце мая 2016 года на базе НТА «Подъемные сооружения».

                                                    Литература
1.      Тофффлер Элвин. Шок будущего. М. АСТ, 2002 г., 557 с.
2.      Пригожин Илья, Стенгерс Изабелла. Порядок из хаоса. М., Прогресс, 1986 г., 432 с.
3.      Журнал «Подъемные сооружения. Специальная техника». №№ 8-9, 10, 11-12, 2014 г.; №№ 1, 2-3, 4, 5-6, 7, 10, 12, 2015 г.


           



Немає коментарів:

Дописати коментар